Рейтинг «Культуры»: поворот на Восток

Валерия АНТОНОВА

27.07.2022

Рейтинг «Культуры»: поворот на Восток
Материал опубликован в №5 печатной версии газеты «Культура» от 26 мая 2022 года в рамках темы номера «Идем на Восток!».

Российскую культуру «отменяют» в Европе и США, а многие фильмы, книги и музыкальные композиции «заграничного розлива», наоборот, не позволяют смотреть, читать и слушать российской аудитории. Россия тем временем все с большим интересом приглядывается к азиатским странам. Ведь, в конце концов, да, скифы мы... Чтобы понять, чего стоит ждать от усиления культурного взаимодействия с азиатскими странами, мы составили новый рейтинг. В каких странах Азии наиболее развит кинематограф? Где печатают больше всего книг? В каких азиатских государствах самое образованное население? Об этом читайте в нашем новом материале.

МЕТОДИКА: КАК МЫ СЧИТАЛИ

В список стран, которые мы решили проанализировать, вошли Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Индия, Пакистан, Израиль, Ливан, Индонезия, Саудовская Аравия и Иран. Как и в предыдущих наших рейтингах, мы выбрали категории, по которым можно сравнить культуру этих стран. Так, мы изучили кинематограф, литературу, музейное дело и объекты культурного наследия, а также уровень образования. В некоторых категориях выделили сразу несколько критериев, по которым можно провести сравнение: например, в категории «Кинематограф» проанализировали количество выпускаемых фильмов, их мировые сборы и количество кинотеатров в стране.

По каждой из категорий мы составили топ-10 азиатских стран и присвоили им баллы за каждый критерий. За первое место мы давали по десять баллов, за второе место — по девять баллов и так далее до одного балла за десятое место. Страны с одинаковыми показателями в той или иной категории получали в ней равное количество баллов. После этого мы просуммировали полученные баллы и составили итоговый рейтинг.

Рассмотрим методику подробнее на примере кинематографа. Безусловным «идейным» лидером в кинематографе по-прежнему остаются США: фильмы, которые снимают в Голливуде, доминируют в кинотеатрах почти во всем мире. Однако в последние годы в американском кино наблюдается серьезный кризис креативности. Бесконечный выход все новых частей приключений «супергероев» утомляет аудиторию. Растет спрос на зарубежное кино, в том числе азиатское — не случайно в 2020 году премию «Оскар» как лучший фильм (без приставки «зарубежный») получили южнокорейские «Паразиты». Очевидно, что киноиндустрии нужны новые оригинальные сюжеты — и азиатские режиссеры с их нестандартным (для западного сознания) взглядом на мир многое могут предложить. (Таблица 1)

Для нашего рейтинга мы использовали преимущественно данные о количестве фильмов (художественных и документальных) за 2019 год, предшествовавший кризису, связанному с пандемией. Однако для некоторых стран мы взяли данные за предшествовавшие года (указаны в таблице) в связи с недоступностью более актуальной информации. Больше всего фильмов в год среди нашей выборки стран снимают в Индии — 2446 фильмов. Присуждаем Индии десять баллов. Более чем вдвое отстает Китай: в 2019 году там сняли 1037 кинокартин (девять баллов). Следом идет Япония: по этому показателю она заняла третье место с 689 фильмами и получила восемь баллов.

По мировым сборам лидирует китайский кинематограф. 6,6 млрд долл. за 2019 год и десять баллов. На втором месте оказалась Индия, фильмы которой за год собрали 2,7 млрд долл. — отдадим Индии девять баллов. Третье место получает Япония за сборы в размере 2,4 млрд долл. Еще восемь баллов в копилку Японии.

Интересно не только то, сколько фильмов выпускает каждая страна, но и каков характер медиапотребления в них. Для этого мы взглянули на количество кинотеатров — вернее, на количество киноэкранов. Мы видим, с каким огромным отрывом от других стран оказался на первом месте Китай с его более чем 82 тысячами киноэкранов (еще десять баллов). Такой показатель связан с политикой страны: раньше в Китае были распространены пиратские диски с фильмами. Одновременно с антипиратскими законами правительство страны стало поощрять законные способы просмотра кино — и в Китае произошел настоящий бум кинотеатров. Второе место по числу киноэкранов заняла Индия, получившая за это девять баллов. Третье место и восемь баллов достались Японии.

Итого по сумме баллов в категории кинематографа на первом месте с 29 баллами оказался Китай. На втором месте с 28 баллами — Индия, а на третьем (24 балла) — Япония.

АЗИАТСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

Чтобы оценить, насколько выбранные нами страны влиятельны на книжном рынке, мы обратились к статистике ежегодно издаваемых книг. Из открытых данных видно, что абсолютным лидером здесь стал Китай, где ежегодно публикуют почти полмиллиона книжных наименований. Нужно оговориться, что в таком виде этот показатель недостаточно репрезентативен, учитывая численность населения Китая. Более корректно было бы рассматривать количество публикуемых книг в пересчете на 1 млн населения, однако данные по книгоизданию в каждой стране были доступны за разные годы 2010-х, в связи с чем сбор такого рода статистики был затруднен.

За Китаем здесь следует Индонезия (при этом в ней публикуют почти в 3,5 раза меньше книг, чем в Китае), а третье место занял Иран. (Таблица 2)

МУЗЕИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Еще одна важная категория, по которой можно оценить культуру страны, — это ее туристическая привлекательность. А привлекают туристов знаковые достопримечательности. Здесь мы изучили количество музеев в каждой стране, а также число объектов, вошедших в список культурного наследия ЮНЕСКО — своего рода подборку уникальных природных и культурных объектов. (Таблица 3)

Лидерство в категории музеев и достопримечательностей принадлежит Китаю: в стране 5,5 тыс. музеев и 56 объектов, вошедших в список ЮНЕСКО. На втором месте по сумме баллов в этой категории находится Индия, где насчитывается около 1 тыс. музеев и 40 объектов ЮНЕСКО. Тройку лидеров по баллам в этой категории замыкает Иран.

АЗИАТСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Уровень образованности населения во многом определяет и общий культурный фон страны. Поэтому нам показалось важным изучить распространенность высшего образования в каждой из стран. (Таблица 4)

Здесь мы видим интересную картину. По количеству университетов лидирует Индонезия, где насчитывается 2316 университетов. Однако открытые источники указывают, что подавляющее большинство индонезийских университетов — частные, а не государственные, и качество образования в таких учреждениях не слишком высокое. При этом в Индонезии самая низкая доля людей с высшим образованием среди возрастной категории 25–64 года — всего 8%. Это может говорить еще и о том, что многие индонезийские университеты открылись относительно недавно и образование в них начало получать уже молодое поколение.

По сумме же баллов (13) первое место заняла Япония с 780 университетами и 48% населения с высшим образованием. Второе место с 11 баллами разделили Иран и Таиланд, а третье место с 10 баллами делят между собой сразу шесть стран: Ливан, Южная Корея, Вьетнам, Индия, Китай и Индонезия.

ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИТ

Государственные затраты отчасти отражают то, насколько культура вообще значима в стране на официальном уровне. Чтобы это выяснить, мы проанализировали, какую долю государственный годовой бюджет на культуру занимает в ВВП каждой из рассматриваемых стран. За основу взяли данные за 2019 допандемийный год.

Следует учитывать, что собранные данные нельзя считать полностью корректными, поскольку методы подсчета расходов на культуру различаются от страны к стране. Так, в бюджете Южной Кореи расходы на культуру объединены в одну статью с расходами на спорт и туризм, в бюджете Индонезии — с расходами на образование и технологии, в бюджете Израиля — с расходами на спорт, Китая — на медиа и спорт. (Таблица 5)

Первое место в этой категории заняла Южная Корея, где государственные затраты на культуру (правда, вместе со спортом) составили в 2019 году 0,32% ВВП. За ней следует Индонезия с затратами, составившими 0,22% ВВП (опять же, затраты на культуру объединены с образованием и технологиями). На третьем месте — Ливан, где на культуру (уже в чистом виде) в бюджете 2019 года было заложено 0,13% ВВП.

Репрезентативные данные по Вьетнаму, Ирану и Саудовской Аравии отсутствуют.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Учитывая, что Китай оказывался на первых строчках практически в каждой категории (его подвели только высшее образование и государственные затраты на культуру), нет ничего удивительного в том, что он стал лидером и итогового рейтинга. В Китае плодовитая киноиндустрия, здесь наиболее распространены кинотеатры, печатают больше всего книг, в стране расположено больше всего музеев и объектов мирового культурного наследия. Конкурентоспособности китайской культуре добавляет и огромное население страны, которое к тому же активно уезжает получать образование за границу, тем самым распространяя культуру своей родной страны за границу — прежде всего в те же западные страны. Второе место в итоговом рейтинге заняла Индия: здесь тоже огромное население, невероятно развит кинематограф, множество музеев и знаковых достопримечательностей. Наконец, ненамного отстала от Индии Япония с ее развитой киноиндустрией, музейным делом и высоким уровнем образования среди населения. Замыкает же сводный рейтинг Саудовская Аравия — впрочем, и это вряд ли может удивить, если учесть, что до недавнего времени культура в стране на официальном уровне не существовала. (Таблица 6) Например, первый публичный кинотеатр в стране открылся только в 2018 году после 35 лет запрета. Да что там, даже министерство культуры появилось в Саудовской Аравии только в том же 2018-м.


Фотографии: www.freepik.com; АР/ТАСС (на анонсе).