Открывая новые имена: объявлены победители конкурса «Знание. Театр»

Марина ЛЕПИНА

29.06.2022

Открывая новые имена: объявлены победители конкурса «Знание. Театр»

Вовлечь непрофессиональных драматургов, в том числе молодежь, в театральное творчество, говорить на актуальные темы, вместе искать смыслы — таковы задачи всероссийского конкурса, итоги которого были подведены организаторами 28 июня.

Итоги всероссийского конкурса «Знание.Театр» на лучшую просветительскую пьесу для молодежной аудитории подвели на пресс-конференции в ТАСС 28 июня 2022 года. Конкурс стал продолжением работы по перезагрузке старейшей просветительской организации России, которая началась с 2021 года в рамках выполнения Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. За это время общество «Знание» определило векторы развития, и одной из главных целей стало масштабное создание нового просветительского контента, его интеграции на всевозможные цифровые платформы, а также стремление работать в новых молодежных форматах, чтобы говорить с молодым поколением на одном языке.

Новый формат для вовлечения молодежи в творчество

Как отметил генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль, «Знание.Театр» стал одним из таких экспериментальных проектов: «Это способ через интересный понятный формат вовлечь молодежь, донести важные актуальные темы. А также вовлечь в просветительскую деятельность большое количество специалистов сферы культуры». И даже само рождение проекта связано с жизнью молодежи — на идею вдохновила 17-летняя Лиза Кочеткова, финалистка премии «Знание» 2021 года. Творчество девушки заметили по ее сценарию к спектаклю «Один», посвященному теме буллинга. Лиза написала пьесу по реальным историям. Общество «Знание» помогло победительнице провести онлайн-урок, чтобы школы Москвы и Московской области смогли поставить у себя этот спектакль. «Стало понятно, что даже непрофессиональные актеры, дети могут донести важные темы до широкой аудитории. Тогда и появился этот проект, — рассказал Максим Древаль. — Цель — выявить лучший сценарий на просветительскую тему и затем создать методический план по постановке этого спектакля в школах и вузах, чтобы вовлечь в это всех школьников и студентов страны».

Отбор длился два месяца, пришло более 400 заявок из 68 регионов страны. Авторами пьес были люди разных возрастов и профессий: от 15 до 84 лет, не только профессиональные драматурги, но и представители таких специальностей, как врач, агроном, военнослужащий, физик-ядерщик, инженер и так далее. Много заявок было от юных драматургов, в финал их попало немного, но в обществе «Знание» видят ценность в таком стремлении школьников и студентов к творчеству и в следующем сезоне в планах — создать акселератор и дать таким участникам поддержку.

Поддержка талантов и способ вместе говорить на актуальные темы

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, оценивая важность театра в жизни каждого человека, отметил, что ведомство ставит перед собой задачу создать к 2024 году театры в каждой школе страны. Сейчас школьные театры действуют в 12 тысячах учебных заведений. «Я сам играл в школьном театре, и мне это помогло в жизни, — поделился с участниками дискуссии Сергей Кравцов. — Да, не каждый станет актером, режиссером, но это полезно для более глубокого понимания художественной литературы, для того, чтобы чувствовать себя более уверенно в жизни, в общении. Мы поддерживаем проект «Знание.Театр», покажем пьесу финалиста во всех школах страны. Уверен, что в следующем году в проекте примут участие все регионы, увеличится количество участников».

Глава Министерства просвещения напомнил и о проекте «Школьная классика», который реализуют при поддержке ведомства Российское движение школьников (РДШ) и Театральный институт имени Щукина. В финале ребята представили спектакли, по уровню не уступающие работам профессиональных театров, подчеркнул он, и этим можно гордиться. «Следующим этапом мы будем расширять и проект «Школьная классика», и «Знание.Театр». Мы даем детям участвовать в конкурсах, побеждать, быть узнаваемыми. Это важный этап для развития талантов школьников», - отметил Сергей Кравцов, призвав молодежные театральные коллективы принять участие в конкурсе на лучшую постановку спектакля по пьесе победителя в конкурсе «Знание.Театр».

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров отметил, что задача высшей школы — дать возможность молодым самореализоваться: «Эстетическое воспитание молодежи — один из наших приоритетов и традиция вузовских непрофессиональных театров, это неотъемлемая часть студенческой жизни. Проект «Знания. Театр» может стать частью культурной жизни страны. Мы будем рекомендовать университетам участвовать в конкурсе и затем поддерживать постановки пьес победителей».

Директор департамента проектов и программ в сфере воспитания Администрации президента РФ Ирина Плещева заметила, что конкурс «Знание.Театр» дает возможность авторам и молодежной аудитории обратиться не только к классике, которая, безусловно, играет важную воспитательную роль, но и к современным темам. Поэтому важно поддержать современных писателей и драматургов: «Сегодня у нас идет битва за головы ребят, за информационное пространство, в котором они находятся. И хорошо, что есть авторы, с которыми у молодежи небольшой возрастной разрыв. Это иной язык коммуникации. Прекрасно, что появился такой проект». Ирина Плещева заметила: с учетом того, что 2022 год назван Годом культурного наследия народов России, а следующий, 2023-й уже объявлен Годом педагога и наставника, конкурс «Знание. Театр» станет важным инструментом работы и развития и для молодежи, и для педагогов.

Открытие новых имен

«Было невероятно интересно читать работы, — поделилась впечатлениями от конкурса художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина, член экспертного совета конкурса «Знание.Театр». — Молодость — очень сложный возраст, и в нем ты очень остро ощущаешь и несовершенство мира, и свое несовершенство, и невозможность соединить себя с этим миром. И для меня было одним из главных критериев, чтобы автор понимал эту сложность и старался говорить с нашим подрастающим поколением на его языке, говорить с уважением, не отрицая их как личности, когда возникает тема, что вообще-то надо воспитывать взрослых, а не молодых, и попытка соединить эти два мира. Этот проект масштабный, направленный на диалог. Поэтому мы рады участвовать в нем».

В свою очередь, член экспертного совета конкурса «Знание.Театр» театральный критик, доцент Школы-студии МХАТ Павел Руднев отметил, что драматурги — участники конкурса рассказали о проблемах, которые беспокоят их лично и общество в целом: «Это темы охраны детства, темы подростка, который часто мучается под диктатом взрослых. Удивительное беспокойство за человека и желание его защитить. Есть и абсурдистские сюжеты, например, в работе одной из участниц Гульнары Искалиевой. Например, взрослый думает, как бы залезть в голову ребенка и изучить состояние его мозга». Павел Руднев отметил и важность внедрения в материал документального живого свидетельства рабочего человека. Например, пьеса «Фабрика» участницы конкурса Натальи Ключаревой построена на документальных свидетельствах работниц ярославской фабрики «Красный Перекоп».

«Любой непрофессионал — это неоткрытое имя, — подчеркнул Юрий Квятковский, режиссер проекта и член экспертного совета конкурса «Знание. Театр». — В Школе-студии МХАТ мы стараемся превратить молодых студентов в профессионалов. Открываем имена. Здесь, думаю, будет так же. Мы пытаемся увидеть зерно в новых именах».

Победителем конкурса стала Гульнара Искалиева с пьесой «Трудный экзамен». Гульнара живет в Астрахани, работает главным специалистом службы электрических режимов Астраханского регионального диспетчерского управления. «С детства у меня любовь к физике и литературе. В итоге я пошла работать в электроэнергетику, а театр стал моим хобби. Я прошла курсы актерского мастерства, играла в спектакле. Когда узнала о конкурсе, решила поучаствовать. У меня родилась идея написать пьесу об экзамене — о том, как много мыслей и переживаний зарождается во время подготовки».

Команда Юрия Квятковского поставит спектакль по пьесе Гульнары Искалиевой — премьера пройдет в сентябре. Кстати, тот факт, что сегодня режиссеры могут работать в прямой связке с драматургами, когда автор сценария входит в команду, — растущая тенденция, заметил Юрий Квятковский: «Последние спектакли, которые я ставил, были сделаны в непосредственном соавторстве с драматургом. Он сидел рядом, ходил на репетиции, правил тексты. Это живой процесс. Иного варианта я уже не представляю».

Затем спектакль пройдет по всей стране. Кроме того, подготовленный образовательный материал будет передан в школы и вузы, чтобы вовлечь их в общее творчество. «Все они смогут поучаствовать в конкурсе постановок, а затем приедут в Москву, чтобы уже на московской театральной площадке показать свою работу и получить призы», — отметил Юрий Квятковский. Поделиться со школами опытом и смыслом постановочных решений, найти адекватный формат, чтобы рассказать, как идет работа над образами, мизансценами, непросто, заметил Юрий Квятковский: «Это будет некая инструкция режиссерской работы, задача — мотивировать людей попробовать свои силы, работая с этой пьесой».

Еще три финалиста конкурса войдут в фестиваль в формате читки их пьес. Это Мария Малухина (пьеса «Ноябрьский зов»), Наталья Ключарева (пьеса «Фабрика») и Юлия Бочарова (пьеса «Умные линзы»).

Как отмечает Павел Руднев, конкурс стимулирует внимание к новым именам и текстам, о которых узнают сотни российских театров, современные пьесы должны войти в их репертуар: «Нужно создавать бесконечное количество мотиваций, чтобы театры ставили современную прозу. Только кажется, что театр жаждет этого, — нет, надо создавать дополнительные средства и инвестиции, чтобы, помимо классики, возникал интерес к современной теме. Нужно искать современную драматургию».

Конкурс «Знание. Театр» станет ежегодным. В следующем сезоне в планах охватить всю страну. «Мы привлечем больше драматургов, экспертов, школ, вузов, — отметил Максим Древаль. — Хотим добавить в проект образовательную составляющую. Мы видим много начинающих драматургов и актеров, хотим создавать онлайн- и офлайн-интенсив, которые бы помогали им в написании пьес, актерском, театральном мастерстве». 

Фотографии: Станислав Красильников/ТАСС