Возвращение Троице-Одигитриевского монастыря

Татьяна ФИЛИППОВА

30.11.2021

Возвращение Троице-Одигитриевского монастыря

Министр культуры РФ Ольга Любимова посетила Зосимову пустынь

В Зосимовой пустыни — Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре, к 200-летию, которое будет отмечаться в 2026 году, восстановят Архиерейский и Игуменский корпуса, надвратную церковь на западной стороне монастыря и две башни. Об этом рассказала журналистам министр культуры РФ Ольга Любимова, которая посетила монастырь и осмотрела недавно открывшийся в нем музей и гостиницу.

Датой основания Зосимовой пустыни считается 20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года: в этот день сестры впервые пропели вечерние молитвы в своих новеньких, свежепостроенных кельях. Этому событию поспособствовала надворная советница Мария Семеновна Бахметьева, многолетняя подруга графа Алексея Григорьевича Орлова, сподвижника Екатерины, за победу в Чесменском бою получившего право именоваться Орловым-Чесменским. В своем московском доме, находившемся в переулке между Нескучным садом и Донским монастырем, в декабре 1825 года она приютила иеромонаха Зосиму и двадцать монахинь, его духовных дочерей, а затем подарила им участок земли своего имения в Верейском уезде.

Преподобного Зосиму в миру звали Захарием Верховским; он происходил из старинного польского рода и по семейной традиции был отдан в военную службу, которую оставил в чине поручика. К тому моменту, когда он начал создавать на землях Марии Бахметьевой женскую общину в честь иконы Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», позади у него была не только служба в гвардейском полку, но и десять лет послушничества в монастыре и двадцатилетнее пустынножительство в сибирских лесах.

В новопостроенной обители он прожил до самой смерти, но, имея тягу к уединению, построил себе небольшую келью в лесу, в которой и проводил пять дней в неделю. В субботу, к утрене, Зосима приходил в пустынь, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью.

Обитель ширилась и укреплялась благодаря многочисленным жертвователям: в числе первых следует назвать московского купца Семена Лонгиновича Лепешкина, чьими стараниями в основном и был отстроен монастырь. Рядом были имения Шереметевых, Мещерских, Бахрушиных. Все они помогали монастырю, по двум своим главным храмам получившему название Троице-Одигитриевского. В начале нового, двадцатого века монастырь владел 780 десятинами земли и 500 десятинами леса. Но в октябре 1917 года все изменилось.

Рассказ о послереволюционной жизни Зосимовой пустыни директор монастырского музея, матушка Варвара, начинает возле старой фотографии.

«Вот это сестры и батюшки, они приняли на себя и Первую мировую войну, и 1917 год. Вот это последняя игуменья — Афанасия, и наши батюшки, отец Дмитрий и отец Михаил, которые были прославлены как новомученики».

В двадцатых годах монастырь был превращен в сельскохозяйственную артель. Игуменья Афанасия, правнучатая племянница Семена Лепешкина, официально числилась председателем трудовой общины, в которую входили двести сестер. Поскольку трудиться им было привычно, артель показывала превосходные результаты и кормила всю округу. Примерно такой же вывод сделал партийный порученец Котов, обследовавший общину в 1922 году. Внутреннее устройство артели показалось ему максимально соответствующим принципам коммунизма: все работают, решения принимает артельный совет, все дополнительные заработки сдаются в общую кассу, распределение благ не зависит от выработки. От каждого по способностям, каждому по потребностям, хотя и очень скромным. «Коллективность самая высокая» — отмечает партийный инструктор.

Трудовая артель просуществовала до 1928 года, а потом монастырь был закрыт, монахини изгнаны. В кельи заселились лесозаготовительная дружина Москвотопа и инвалидный дом №6 для мужчин, страдающих психическими болезнями. Зосимовские сестры какое-то время зарабатывали себе на жизнь рукоделием, в 1931 году их начали арестовывать «за антисоветскую агитацию». Игуменью Афанасию отправили по этапу в Казахстан, где она скончалась на второй день по прибытии.

В Алма-Ате умер и один из зосимовских священников, отец Михаил. Отец Дмитрий тоже был сослан в Казахстан, вернулся через три года, был арестован снова и расстрелян на Бутовском полигоне.

На фотографиях, которых в монастырском музее много, можно видеть, как выглядела Зосимова пустынь в последние три десятилетия двадцатого века, — с 1968 по 1998 год в стенах монастыря располагался летний пионерский лагерь для детей работников Московского метрополитена. Только в 1999 году обитель была возвращена Русской православной церкви.

Сейчас здесь продолжаются строительные работы, которые идут под контролем федерального Министерства культуры. Завершено восстановление монастырской гостиницы, стоявшей в руинах. Настоятельница монастыря игуменья Фаина надеется, что первых гостей здесь можно будет принять к Рождеству.

По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, к 200-летнему юбилею Зосимовой пустыни будут восстановлены еще несколько монастырских зданий, в том числе Архиерейский и Игуменский корпуса, надвратная церковь на западной стене монастыря и две башни.

«В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация на комплексную реставрацию ансамбля монастыря, включая благоустройство территории. Уже проведены научные и археологические исследования», — добавила Ольга Любимова. Завершить разработку документации планируется в апреле 2022 года.

Фотографии: www.culture.gov.ru.