«Девяносто процентов средств нацпроекта «Культура» предназначено для регионов»

Елена СЕРДЕЧНОВА

05.11.2021

«Девяносто процентов средств нацпроекта «Культура» предназначено для регионов»

Материал опубликован в №7 печатной версии газеты «Культура» от 29 июля 2021 года в рамках темы номера «Как меняется культурная карта России».

Нацпроект «Культура» и создание культурных кластеров преобразят культурное пространство страны.

Россия — территориально самая большая страна в мире. Десятки национальностей и языков, разные религии и традиции. Сшить ткань регионов, разорванных подобными различиями и расстояниями, способен только общий культурный код. Несмотря на всю риторику 90-х об отказе от советских «централизованных методов», государству ради сохранения единства страны пришлось вернуться к четко сформулированной культурной политике.

Почти два десятилетия после распада СССР культура в России жила «без присмотра», скорее, по инерции. Отдельные яркие произведения той эпохи создавались в основном людьми, сформировавшимися еще в советскую эпоху, в то время как основа «культурного слоя» — работники многочисленных бюджетных учреждений культуры годами не получали зарплату и постепенно исчезали как класс. Экономические механизмы предыдущей эпохи перестали работать, а главное, отказал сам двигатель — система ценностей, вокруг которой кропотливо выстраивалась предыдущей властью культурная политика. Как оказалось, культуре, даже творчеству, в России сложно существовать без ответа на вопрос «Зачем?».

Ситуация начала меняться в позитивную сторону лишь после 2010 года — выросла относительно рынка зарплата работников культурной сферы, увеличилась посещаемость театров и музеев, зрители начали смотреть отечественное кино. Культура наконец-то «вышла из подполья». В 2013 году была утверждена масштабная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, которая в дальнейшем была продлена до 2024 года. На ее реализацию стали выделяться беспрецедентные по меркам начала 2000-х средства: около 100 млрд руб. в год. Однако цели программы были сформулированы, на наш взгляд, слишком широко.

А вот нацпроект «Культура», который появился в 2018 году благодаря указу президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», уже можно однозначно назвать инструментом продуманной культурной политики. Причем нацеленной именно на регионы. В паспорте нацпроекта обозначено, во сколько он обойдется федеральному бюджету — 136,4 млрд рублей. Консолидированные бюджеты субъектов РФ добавят еще половину этой суммы. Министр культуры Ольга Любимова в интервью изданию «АиФ» поэтично заметила, что национальный проект «Культура» — это «забота». «Забота о том, чтобы культура, которой можно бесконечно гордиться, стала доступнее и ближе вне зависимости от места проживания человека».

Заместитель министра культуры и администратор нацпроекта «Культура» Ольга Ярилова в разговоре с «Культурой» соглашается, что главная цель нацпроекта — «дойти до каждого жителя в самых отдаленных и маленьких уголках России и дать возможность приобщиться к культуре, раскрыть творческий потенциал».

Неудивительно, что первая по важности задача нацпроекта — модернизация культурной инфраструктуры. Для ее решения разработана программа «Культурная среда», куда и пойдут основные средства — 98 млрд рублей. Планируется провести реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение нескольких тысяч объектов культурной инфраструктуры. Речь не только о значимых объектах культурного наследия, но и об обычных домах культуры, кинотеатрах, библиотеках в малых городах и селах.

Ольга Ярилова уточняет, что 90% средств нацпроекта предусмотрено для регионов, а одна из самых приоритетных его задач — модернизация сельских домов культуры.

— Если на селе есть клуб, значит, у деревни есть будущее. В советские времена даже в сельской местности строили настоящие дворцы культуры. Потом все это было забыто, и очень многие из этих учреждений стали приходить в упадок. Нацпроект «Культура» помогает возвращать их к жизни. Мы собирались восстанавливать около 100 сельских клубов в год, но на практике выходит «реанимировать» более 300. Cобираемся и дальше реализовывать эту программу, тем более что весной президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил направить дополнительные 24 млрд рублей на обновление домов культуры и музеев в селах и малых городах.

Государство рассчитывает, что нацпроект создаст задел для дальнейшей поддержки учреждений культуры в регионе. Например, отремонтированные ДК смогут получить оборудование уже за счет средств других программ и внебюджетных источников. Так, федеральная программа «Культура малой родины» дает клубам возможность закупать автотранспорт для того, чтобы коллективы могли выезжать в села, где нет стационарных учреждений культуры.

Возможно, особенно заметно, как «работает» нацпроект, на примере Чеченской Республики, где еще недавно велись военные действия, а города представляли собой руины. Сегодня раны, нанесенные войной, «затягиваются» в том числе с помощью зданий отремонтированных ДК и библиотек. В рамках нацпроекта «Культура» за 2019–2020 годы на средства из федерального бюджета здесь уже модернизировано 10 библиотек. В текущем году в рамках нацпроекта будут открыты еще четыре модельные библиотеки.

Корреспондент «Культуры» побывала в одной из таких модернизированных библиотек в Грозном. Яркое помещение, залитое светом, полно улыбчивых детей, что готовятся к урокам за удобными партами с компьютерами. Ребята, как и любой пользователь библиотеки, могут получить любой труд в «цифре» из Национальной электронной библиотеки или взять совершенно новую книгу с полки. А 15 лет назад на этом месте была воронка от взрыва. Также в республике капитально отремонтируют здание Чеченского государственного театра юного зрителя, ведь нацпроект предусматривает «модернизацию региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров».

Помимо всего прочего, нацпроект «Культура» должен создать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи. Поэтому большое внимание в нем уделено обеспечению детских музыкальных, художественных, хореографических школ, детских школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами. В 2020 году новые инструменты были поставлены в 301 образовательную организацию.

Современные технологии существенно расширяют возможности для продвижения культуры в регионах, в том числе в рамках нацпроекта, где предусмотрен проект «Цифровая культура».

— Мы много работаем с такими проектами, как «Культура.РФ», «История.РФ», «Культура для школьников», «ПроКультура», где регионы публикуют информацию о своих мероприятиях, а также ведутся реестры объектов культурного наследия, — рассказывает Ольга Ярилова. — Минкульт продолжает оцифровывать книжные памятники, создавать виртуальные концертные залы.

Всего «Цифровая культура» позволит расширить аудиторию учреждений культуры на 30 млн человек.

Но как бы хороши ни были цифровые ресурсы, самым важным остается ресурс человеческий. И вот кадров в сфере региональной культуры как раз не хватает.

Поэтому министерство разработало проект постановления правительства об изменениях в государственную программу «Развитие культуры». Специалистам, переехавшим на работу в село, заплатят 2 млн рублей для субъектов ДФО или 1 млн для остальных федеральных округов.

Еще один важный инструмент культурной политики, который уже напрямую переносит лучшие образцы столичной культуры в регионы, — программа создания театрально-концертных, музейных и образовательных центров (кластеров) во Владивостоке, Севастополе, Калининграде, Кемерово. Такие «монстры», как Большой, Третьяковка, Эрмитаж, Мариинка, откроют свои филиалы в разных точках нашей огромной страны.

Строительством объектов, часть из которых начнет работать уже в этом году, занимается АО «Стройтрансгаз». Заказчиком выступил Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие», который учредили Большой и Мариинский театры, Эрмитаж и Третьяковская галерея. Стоимость строительства четырех центров оценивается в 120 млрд рублей.

Президент Фонда «Национальное культурное наследие» Наталья Волынская рассказала «Культуре» о том, что будут представлять собой кластеры.

— Это уникальный культурно-просветительский проект. Каждый из центров станет точкой притяжения в регионе, местом, где будут получать образование и работать люди искусства. Благодаря таким кластерам местные жители, находящиеся на большом расстоянии от культурных столиц, смогут почувствовать себя причастными к великой многонациональной культуре страны. Цель этого проекта — забота о будущем нашего общества, воспитании детей в культурной среде. Удачно расположенные объекты станут культурными форпостами, точками роста. Отдельно хочу подчеркнуть, что кластер в Кемерово создается по личному обращению губернатора Кузбасса к президенту. Поэтому в этом регионе позже начали реализовывать проект, тем не менее сейчас это один из лидеров строительства.

Министр культуры Кузбасса Марина Евса подтверждает в разговоре с «Культурой», что строительство кластера станет для региона настоящим прорывом.

— Здание, объединяющее Театр оперы и балета, филиал Государственного Русского музея и Кузбасский центр искусств, будет просто грандиозным, полным света и современных технических решений. Мы уверены, что благодаря строительству Сибирского кластера искусств за Кузбассом закрепится имидж передового региона, а у местных жителей и их детей появится масса возможностей приобщиться к отечественным и мировым шедеврам искусства или получить столичное образование в сфере культуры.

Если невероятное здание, похожее на летающую тарелку, еще строится, то интернаты для филиалов Московской государственной академии хореографии и Центральной детской музыкальной школы уже готовы. Побродив по современному зданию — корреспондент «Культуры» успела побывать и в Кемерово, — можно только воскликнуть «Ах!» и вспомнить безумно дорогую частную школу Летово. Именно на нее похоже здание и внутри, и снаружи. Но, в отличие от частной школы, обучение в интернате исключительно бесплатное, а вести его будут педагоги из Москвы или те, кто прошел курсы повышения квалификации в столице.

Наталья Волынская выражает надежду, что кластеры будут иметь важное значение не только для региона, но и для развития международного сотрудничества, станут площадкой для культурного взаимодействия, поспособствуют росту турпотока и развитию региональной экономики. Сам же фонд не ограничится задачей строительства. В будущем «Национальное культурное наследие» собирается привлекать средства для финансирования и проведения культурных мероприятий, выставок, спектаклей, фестивалей.

Фотография предоставлена пресс-службой Министерства культуры. Фотография на анонсе: www.kgd.ru / Виктор Ханевич.