Ольга ГАЛАКТИОНОВА, музейно-выставочный центр «РОСИЗО»: «Необходимо развлекать и одновременно образовывать»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

02.09.2021

Ольга ГАЛАКТИОНОВА, музейно-выставочный центр «РОСИЗО»: «Необходимо развлекать и одновременно образовывать»

Ольга Галактионова по решению Министерства культуры была назначена генеральным директором РОСИЗО: 28 июня она сменила на этом посту Татьяну Волосатову. За плечами у Ольги Галактионовой большой опыт создания кино-, телевизионных и мультимедийных проектов, в частности работа на каналах «ТВ-6», НТВ, в телекомпании «Третий канал», а также работа в «Фонде Кудрина по поддержке гражданских инициатив». С 2009 года — генеральный директор кинокомпании «Галактика», специализирующейся на театральных, кинематографических и телевизионных проектах. Автор и продюсер порядка 50 документальных фильмов. О задачах, стоящих перед РОСИЗО, новых подходах к организации выставок и планировании в эпоху пандемии — в эксклюзивном интервью «Культуре».

— Реорганизация РОСИЗО началась в 2013 году, когда была поставлена задача превратить учреждение в «единого государственного оператора» музеев. Актуально ли это сейчас?

— За последние два года жизнь кардинально изменилась. Мы оказались в новом мире, который до конца еще не понимаем. Очевидно, что в большинстве случаев жить по старым законам уже не получится: это касается как бытовых вопросов, так и более глобальных вещей. РОСИЗО тоже придется менять форматы и способы работы. Естественно, мы будем двигаться в этом направлении: важно не ошибиться, «поймать волну», быть актуальными, современными и, конечно, реагировать на вызовы времени. Будем формулировать новые цели и задачи. Пока не рискну их озвучить: нужно обсудить с коллективом и руководством. Думаю, позже мы официально представим концепцию развития РОСИЗО.

— За последние годы в РОСИЗО сменилось несколько руководителей. Что получилось, а что — нет и как вы лично представляете будущее РОСИЗО?

— Оценить достигнутые и недостигнутые цели достаточно сложно, все происходило в определенном временном контексте. На мой взгляд, необходимо сделать так, чтобы РОСИЗО был большой, крепкой, мощной структурой. Думаю, что в этом совпадаю со всеми моими предшественниками. Моя главная задача сейчас — сохранить то лучшее, что было сделано Сергеем Перовым, Софьей Грачевой и Татьяной Волосатовой, и привнести новое — в контексте требований времени.

— Несколько лет назад по финансовым соображениям были свернуты планы строительства нового здания ГЦСИ на Ходынке (Государственный центр современного искусства тогда входил в состав РОСИЗО. — «Культура»). Нет ли в планах строительства масштабной площадки для РОСИЗО?

— Про строительство пока ничего не могу сказать. У нас большое хозяйство, и нам сейчас нужно с ним разобраться. Есть также Саратовский филиал РОСИЗО с интересными проектами, которым тоже надо заниматься, развивать его.

— Есть ли у РОСИЗО постоянная выставочная площадка?

— Да, в нашем выставочном зале в Петроверигском переулке и в павильоне «Книги» на ВДНХ проходят экспозиции. Постоянная выставочная деятельность ведется, повторюсь, и в Саратове, где в сентябре, например, мы проводим кинопоказы «Кино на улицах». Нам есть что показать: надеемся, что сможем приятно удивить зрителей.

— Насколько хорошо изучена коллекция РОСИЗО, включающая более 45 тысяч единиц?

— Коллекция действительно большая. Ее необходимо систематизировать — понять, как использовать, показывать. В собрании есть настоящие жемчужины, а также произведения, которые широкая публика еще не видела. РОСИЗО долго собирал современное искусство. С тех пор прошли десятилетия, изменилось восприятие этих работ. Многие произведения со временем стали ценнее. Нужно трансформировать коллекцию под новые реалии и нового зрителя, переосмыслить ее в другом, современном контексте.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть современные выставочные проекты? Музеям сегодня приходится конкурировать с театрами, кино и даже торговыми центрами за свободное время зрителя.

— Мне кажется, в последние годы громко заявили о себе выставки нового формата — междисциплинарные, сделанные на стыке культурных дисциплин и жанров. Герой фильма «Москва слезам не верит» утверждал, что будет «одно сплошное телевидение», но в итоге оказался неправ: «Инстаграм» сменился ТикТоком, который завтра уступит место чему-нибудь новому. Естественно, что музейно-выставочная деятельность тоже требует активного переосмысления. В последние пять лет стало очевидно, что именно междисциплинарные проекты находят отклик у зрителей. Недавно в Третьяковке прошла потрясающая выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»: мультимедийный, познавательный, а также развлекательный — в лучшем смысле слова — проект. Подобные проекты вызывают большой интерес и заставляют зрителей ехать в другие города. К сожалению, просто «картинкой» никого не удивишь: мы живем в эпоху изображений, но, чтобы привлечь зрителя, нужно придать показанному новую осмысленность. Необходимо развлекать и одновременно образовывать. Ведь любая выставка, фильм, спектакль по сути являются развлечением, причем такого уровня, к которому все должны стремиться — а не ориентироваться на примитивные зрелища.

— Планируются ли зарубежные выставки? Изначально предполагалось, что РОСИЗО будет продвигать отечественное искусство за рубежом.

— Эта задача и сейчас актуальна, но пока мы не понимаем, когда сможем позволить себе путешествовать за рубеж и полноценно возобновить межмузейный обмен. Тем не менее РОСИЗО по-прежнему остается оператором Международного фестиваля «Интермузей» — нашего флагманского проекта. Это уникальный фестиваль, который высоко ценится как зарубежными партнерами, так и нашими соотечественниками. Аналогов ему не существует, поэтому мы, конечно, продолжим его развивать. Запланированные проекты откладываем, но не отменяем: намеченные на 2020 год были перенесены на 2021-й, потом передвинуты на 2022-й. Мы надеемся, что деловые контакты вернутся в обычное русло. «Интермузей» как раз призван усилить подобное взаимодействие.

— Вы учились на факультете истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова. И в то же время окончили ГИТИС, много лет отдали кинопроизводству, телевидению, театральным проектам. Как этот опыт пригодится вам в музейном деле?

— У меня большой опыт проектной работы в области культуры, причем как раз развлекательного направления. Возможно, он ассоциируется именно с театральными проектами и проектами в области кино. Но были и выставочные проекты, например «Год театра. Занавес!», который открыли в «Зарядье» в конце 2019 года. Нужно понять, как развлекать и одновременно развивать, просвещать. Хочется сеять «разумное, доброе, вечное», как бы пафосно это ни звучало.

Что касается образования, то в Российской академии живописи, ваяния и зодчества я проучилась один год, потом пыталась совмещать с ГИТИСом, но это оказалось невозможно. Академия Глазунова — замечательный вуз, но тогда я представляла свое будущее несколько иначе — хотела быть актрисой. Работала в лучшем на тот момент театре страны — «Ленкоме», но оказалась недостаточно тщеславной. Хотя, безусловно, это был блестящий опыт. Наш педагог Виктор Шамиров говорил: «Вы получили королевское образование». И это действительно так. Потому что гуманитарное образование в ГИТИСе — и я это сейчас понимаю — дорогого стоит. Я училась у Марка Анатольевича Захарова, и это во многом сформировало мой взгляд на творчество, поскольку Марк Анатольевич был большой мастер. Горжусь тем, что окончила ГИТИС и что училась в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова. Еще в начале пути жизнь столкнула меня с людьми, чьи имена вписаны в историю страны. Учеба у них сформировала мои взгляды на жизнь, искусство и работу. Ведь и Илья Сергеевич Глазунов, и Марк Анатольевич Захаров были не только бесспорными творческими гениями, но и людьми высокого менеджерского таланта.

— Можете рассказать о будущих проектах РОСИЗО? Есть ли планы сделать соцреализм брендом?

— Не хочется присваивать себе какой-то один жанр. В коллекции РОСИЗО значительную часть действительно занимает искусство соцреализма, но нам бы хотелось мыслить шире, не замыкаться на конкретной теме. Что касается будущих выставок — могу сказать, что эти проекты будут связаны не только с соцреализмом, но и с другими направлениями.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» — наследник Дирекции художественных фондов и проектирования памятников, созданной в 1959-м при Министерстве культуры РСФСР, и Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» (1977–1994). Центр устраивал передвижные выставки и распределял произведения искусства по музеям СССР: всего из фондов организации в музеи было передано около 500 000 работ. С 2010 года РОСИЗО сам обрел статус музея, его учредитель — Министерство культуры РФ.


Фото: пресс-служба РОСИЗО, Кирилл Зыков АГН / «Москва»