«Пушкин рекомендует»: 1 сентября в стране стартует программа «Пушкинская карта»

Татьяна ФИЛИППОВА

31.08.2021

«Пушкин рекомендует»: 1 сентября в стране стартует программа «Пушкинская карта»

Граждане России в возрасте от 14 до 22 лет получат именную карту, на которую начислено три тысячи рублей. Потратить эти деньги можно только в музеях, театрах, концертных залах и библиотеках — причем до конца года, иначе они «сгорят».

Как сообщили журналистам на презентации проекта, которая прошла накануне в ГМИИ имени Пушкина, идея принадлежит президенту страны. Реализована правительством она была с редкой для России скоростью, всего за несколько месяцев.
 
Суть проекта разъяснила заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. «Мы предлагаем каждому гражданину России в возрасте от 14 до 22 лет отправить через портал «Госуслуги» заявку, зарегистрироваться в мобильном приложении «Госуслуги.Культура» и получить именную электронную карту. На эту карту государство раз в год будет переводить определенную сумму для покупки билетов в музеи, театры и галереи России. Особенностью «Пушкинской карты» является то обстоятельство, что купить на нее что-либо, кроме билета в музей, театр или галерею, невозможно», — подчеркнула Татьяна Голикова. Всего в России около 13 млн человек попадают в данную возрастную категорию, потому программа является масштабной и весьма амбициозной попыткой приобщить новое поколение к культурным ценностям. С помощью несложной арифметики можно получить объем финансирования, который зарезервирован государством, — 40 млрд рублей.
 
Потратить свои три тысячи нужно до конца года, иначе они просто «сгорят». Но 1 января 2022 года на карте снова появятся деньги, причем уже не три тысячи, а пять. С тем же условием — использовать их для покупки билетов в музеи, театры, концертные залы и библиотеки. Кино и цирк, которые основатель советского государства считал важнейшими из искусств, программой пока не охвачены, но все может измениться — министр культуры Ольга Любимова подтвердила, что в министерстве продолжают обдумывать различные сценарии использования «Пушкинской карты», в том числе и с точки зрения поддержки российского кино.

Прямо сейчас работает следующая схема. Учреждения культуры, которые хотят принять участие в программе, составляют афишу своих мероприятий и отправляют ее на рассмотрение в региональный экспертный совет. После одобрения она попадает в афишу «Пушкинской карты» на портал «Культура.РФ» и в мобильное приложение «Госуслуги. Культура». С этого момента обладатель карты уже может купить билет на то или иное событие.

На презентации худрук «Табакерки» Владимир Машков заметил, что зрители делятся на две группы — одни приходят в театр и остаются с ним на долгие годы, другие, впервые попав на спектакль, говорят себе, что больше они сюда ни ногой. Первая встреча с театром оказывается решающей, поэтому имеет смысл позволить не только экспертным советам, но и театрам рекомендовать постановки, которые стоит увидеть, владельцам «Пушкинской карты».
 
По карте можно купить только один билет, который будет именным. В театре владельца такого билета могут попросить показать паспорт. Нельзя самому пополнить баланс карты, если стоимость билета превышает ее лимит, нельзя купить билет кому-то в подарок или перевести часть денег на его счет. Артист Александр Петров напомнил, что молодые люди, на которых рассчитана «Пушкинская карта», очень часто неплохо зарабатывают, могут сами купить себе любой билет и готовы поделиться своими бонусными средствами с теми, кому они нужнее. Пока такой возможности, к сожалению, нет.

Связано это, как объяснил Дмитрий Руденко, председатель правления «Почта банка», который будет эмитировать как виртуальные, так и пластиковые «Пушкинские карты», с техническими тонкостями. Дело в том, что три тысячи рублей, зачисленных на карту, — это не совсем деньги. Формально это персональная субсидия, которую государство выделяет гражданину страны в тот момент, когда он приобретает билет, и поделиться этой субсидией очень сложно.

Если парочка, допустим, хочет провести свидание в театре, придется купить один билет по «Пушкинской карте», а другой — по обычной банковской. Специалисты работают над тем, чтобы сделать эту операцию максимально простой и удобной. Идет разработка электронного ресурса, который позволит, покупая билеты по разным картам, бронировать соседние места. Дробная покупка, когда часть билета оплачивается по обычной банковской карте, пока исключена.
 
В октябре «Почта Банк» планирует начать выпуск пластиковых «Пушкинских карт» для тех, кому неудобно использовать электронные. Такую карту в одном из пяти вариантов дизайна можно будет заказать в отделениях банка по всей стране, в том числе и в точках обслуживания на почте.

К этому времени можно будет сделать первые выводы о том, что же интересно тем, кому сегодня от четырнадцати до двадцати двух, на что они готовы потратить время и деньги. «Пушкинская карта» — это еще и масштабное маркетинговое исследование, в котором участвуют 13 млн пользователей и практически все театры и музеи страны.

Фото предоставлены пресс-службой Минкультуры России