Минкультуры спасает детские школы искусств

Елена СЕРДЕЧНОВА

27.11.2020

Фото: Александр Авилов / АГН Москва.


Уже несколько лет родители будущих Ростроповичей и Куинджи бьются за сохранение детских школ искусств. Министерство культуры наконец поставило в этой истории точку, разработав законопроект, который закрепляет особый статус таких учреждений и переводит их в ведение Минкульта.

Началась эта история сравнительно недавно, когда Министерство просвещения разработало новую систему персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО). Она подразумевает, что государство берет на себя оплату одного кружка для ребенка в год, родитель получает сертификат, который может отнести хоть в государственный кружок, хоть в частный. В 2017 году в некоторых пилотных регионах этот проект заработал и сразу вызвал недовольство родителей, чьи дети занимались в детских школах искусств.

Директор Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования Свердловской области Наталья Клещева рассказывает «Культуре», что новая система финансирования может привести к исчезновению детских школ искусств.

— ДШИ сейчас входят в систему дополнительного образования и фактически приравнены к обычным кружкам, что по сути неверно, поскольку школы искусств являются первой ступенью профессионального образования, а сами программы детских музыкальных школ называются предпрофессиональными — говорит она. — Вот в этом особенность, и для нас это принципиально важно. Нельзя сравнивать то, что дети делают на кружках, с тем, чем занимаются дети в музыкальной или художественной школе. Однако ПФДО закладывает одинаковую сумму из бюджета и для ученика музыкальной школы, и для ребенка, занимающегося выжиганием.

Г-жа Клещева уверена, что сертификат ПФДО никогда не покроет всех расходов на предпрофессиональную программу.

— Средняя стоимость одной предпрофессиональной программы, например обучение игре на духовых инструментах, составляет 80-90 тысяч рублей в год на одного ребенка. А сертификат рассчитан на 10-15-20 тысяч рублей в год. Поэтому он никогда не покроет эти затраты, и доплачивать родители, конечно, не могут такую сумму, — делится она.

Глава Ресурсного центра считает, что все началось несколько лет назад, когда было принято решение, что государство будет оплачивать обучение только тех детей, кто показывает большие академические успехи и собирается учиться дальше.

— Конфликты из-за ПФДО начались два-три года назад, когда крупные чиновники заявили, что незачем учить 10 тысяч человек, когда у нас только тысяча человек идут дальше учиться. Давайте вот эту тысячу и будем учить полноценно, чтобы не переплачивать. А оставшиеся деньги потратим на общеразвивающие программы. Тогда и начались скандалы, возмущения, — делится г-жа Клещева. — Конфликты возникали еще и потому, что на местах все читают документы по-разному, и поскольку они имеют рекомендательный характер, то каждый регион понимал их по-своему.

Она согласна с мнением знаменитого пианиста Николая Петрова, который говорил, что для того, чтобы получить одного Ростроповича, нужно выучить тысячу человек. Так устроен профессиональный отбор детей, готовых и способных учиться дальше.

— Создается конкурентная среда. Когда мы учим детей в музыкальных школах, мы формируем культурный кластер. Дети, которые получили начальное художественное или музыкальное образование, становятся лидерами в других областях, поскольку обучение делает их более развитыми. Само же образование в ДШИ решает проблему воспитания зрителя, который придет в театры и концертные залы. 10-15% ребят пойдут дальше учиться, и вот они станут уже профессионалами, — считает собеседница «Культуры».

ДОРОГА К ЗАКОНОПРОЕКТУ 

Хотя недовольство ПФДО у педагогической и родительской общественности возникло 2-3 года назад, путь к законопроекту начался минувшим летом, когда Комиссия по развитию культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации первой провела мероприятие, посвященное судьбе детских школ искусств.

12 ноября состоялось первое заседание Координационного совета руководителей образовательных и научных организаций в сфере культуры и искусств при Минкульте, на котором министр культуры Ольга Любимова представила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и рассказала о нем и том, как продвигалась работа.

— 15 и 27 июля 2020 года мы провели два очень важных совещания с министром высшего образования и науки Валерием Николаевичем Фальковым и министром просвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Договорились по ряду ключевых для нашей отрасли задач и сегодня уже видим первые результаты этой работы, — сообщила г-жа Любимова.

В пресс-службе Министерства культуры РФ рассказали, какие новации внесет этот законопроект и что его главная задача — закрепить особый статус детских школ искусств.

— Документ предлагает уточнить нормы, связанные с получением образования в области искусства. Тем самым планируется закрепить статус детских школ искусств как образовательных организаций дополнительного образования для одаренных детей. В законопроекте прописаны нормы о специфике образовательных программ, о приеме и случаях отчисления из ДШИ, об учете результатов обучения в ДШИ при приеме в училища и вузы, — сообщили «Культуре» в ведомстве. 

В пояснительной же записке к проекту федерального закона указано, что документ должен «закрепить норму нормативного правового и учебно-методического регулирования реализации общеобразовательных программ в сфере искусств за Минкультуры России по согласованию с Минпросвещения России». Фактически речь идет о том, Министерство культуры берет под свое крыло детские школы искусств.

Наталья Клещева исключительно высоко оценивает эту инициативу.

— Я отношусь к появлению этого законопроекта максимально положительно. Этот вопрос давно уже назрел и требовал решения. Потому что детская школа искусств — первая ступень большой трехуровневой системы художественного и музыкального образования, которая закрепилась у нас в стране и является уникальной, — отмечает она. — Законодательно закрепленный особый статус позволит детской школе искусств получить достаточное финансирование на реализацию конкретно предпрофессиональных программ. Потому что они, конечно, требуют больших финансовых усилий от государства, чем общеразвивающие краткосрочные программы.

По мнению главы ресурсного центра, возможный перевод ДШИ в ведение Минкультуры был бы благом для школ.

— Сегодня у нас, на территории Свердловской области, 162 детские школы искусств, 31 одна из них — государственная. Муниципалитеты и сами руководители детских школ искусств очень хотят перейти в региональное подчинение. Для нас переход в региональное подчинение оказался благом. Директора таких школ довольны. Другое дело, что нужно, конечно, укреплять региональные органы власти, потому что сегодня, к сожалению, людей и средств не хватает.

Кроме того, что изменения повлияют на судьбу предпрофессионального образования в России, этот законопроект важен и потому, что за последние годы количество детских школ искусств и число обучающихся в них детей увеличилось.

— Сейчас в стране насчитывается 4,8 тысячи детских школ искусств, находящихся в ведении региональных ведомств культуры и муниципалитетов. Общее количество учеников составляет более 1 млн 600 тысяч, — говорят в пресс-службе Минкульта. — Очень активно идет оснащение школ инструментами. Во многом это стало возможным благодаря национальному проекту «Культура». За последние два года в 610 ДШИ закуплено 20 тысяч музыкальных инструментов, свыше 8 тысяч единиц оборудования, свыше 15 тысяч единиц учебной литературы.

Интересно, что с нового года в нацпроект «Культура» планируется включить мероприятия по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств. Фактически речь идет о том, что теперь Минкульт сможет не только оснащать школы, но еще и ремонтировать их.

Шансы на принятие законопроекта очень велики, поскольку 27 октября на Совете по культуре и искусству при президенте РФ Владимир Путин обратил особое внимание на это вопрос и категорично заявил, что нельзя превращать наши школы искусств, прежде всего, конечно, музыкальные школы, в кружки.

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»