Код доступа

Андрей САМОХИН, Санкт-Петербург Августин СЕВЕРИН

21.11.2019

Отшумел докладами и острыми дискуссиями, симфонической и джазовой музыкой, сценическими репликами и аплодисментами VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Режиссеры и музыканты, артисты и музейщики, ученые и журналисты, арт-менеджеры и госчиновники работали четыре дня в напряженном, насыщенном событиями графике. Обсуждались вопросы не только узкопрофессиональные, но и концептуальные, касающиеся основ национальной идентичности в эпоху глобализма, сохранения традиционной культуры и наследия в условиях тотальной коммерциализации и цифровизации.

«А над Невой — посольства полумира, Адмиралтейство, солнце, тишина!» — восхищался когда-то имперской статью Петербурга Осип Мандельштам. Ныне же под сенью Адмиралтейства и Александрийского столпа в триумфальном здании Главного штаба, возведенном зодчим Карлом Росси, уже в восьмой раз собрались послы культуры полумира, подтверждая статус Питера как культурной столицы России.

Приветствуя участников и гостей, Владимир Мединский сказал: «Все, кто помнит, как начинался форум, отмечают колоссальный рост интереса к нему». Министр культуры РФ поблагодарил тех, «кто стоял у истоков этого замечательного события» и «благодаря кому форум приобрел поистине глобальное значение».

«Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что здесь рождается искусство», — отметила вице-премьер Ольга Голодец. А губернатор города на Неве Александр Беглов, в свою очередь, подчеркнул особую важность главной темы нынешнего ПМКФ «Культурные коды в условиях глобализации»: «Нашему городу необходимо найти баланс между классикой и авангардом, между соблюдением традиций и творческим экспериментом».

В телеграмме с приветствием участникам форума президент России Владимир Путин акцентировал внимание на двух вещах: «Культура играет огромную роль в развитии современного мира, в укреплении связей между государствами. И вместе с тем позволяет сохранять самобытность каждого народа, передает из поколения в поколение базовые ценности и нравственные ориентиры». Вторая часть определения главы государства особо важна в наше время, когда некоторые представители творческого класса пытаются размыть в искусстве эти ценности, убрать из него эти ориентиры.

Питерский мультивектор

Организация масштабного мероприятия, отработанная годами, была на высоте: четко работали система информации, пресс-служба, транспорт, развозивший участников по графику между площадками круглых столов, сессий, концертов и выставок. Хотя попасть на все не удалось бы просто физически. Архитектура форума в этом году стала более гибкой, прилаживаясь к многообразию современной культурной сферы. Так, в программу впервые вошли «треки» — группы мероприятий, объединенные по тематике, были заявлены секции, соединяющие явления из вроде бы разных сфер. Здесь, правда, выявились и недостатки подобного подхода: громкие и порой претенциозные названия дискуссий вроде «Сити-брейк: как миллениалы «взламывают» города» оказывались на поверку пустоватыми. Так же явной смысловой пустотой зияли некоторые мероприятия, где в отсутствие остро поставленных, волнующих дискуссионных проблем не спасало (скорее, наоборот) и участие иностранных специалистов.

Иногда удивляло сочетание спикеров. Например, присутствие на сцене пленарной дискуссии «Голос искусства в медиапространстве» среди российских участников, кроме министра культуры Владимира Мединского, вице-премьера Ольги Голодец и гендиректора ТАСС Сергея Михайлова, режиссера с весьма неоднозначной репутацией Константина Богомолова. Были и другие странности. Но все же подавляющее большинство тематических дискуссий и круглых столов оказались содержательны, по-хорошему драматургичны и нацелены в будущее.

Мультивекторным форум стал и в области основных «дружеских» международных направлений сотрудничества. В этом году статус «Специальная программа» получили Турция и Форум славянских культур, а почетный статус «Страна-гость» — Китай. «Это не просто дань уважения к 70-летнему юбилею установления дипломатических отношений между нашими странами, это знак укрепления нашего стратегического партнерства в области культуры», — объяснил Мединский.

Наше наследие

И все же главным для нас, разумеется, являются наши собственные культурные и духовные сокровища, завещанные предками. Им на форуме были посвящены секции «Сохранение культурного наследия», «Культурный туризм» и некоторые  другие.

При переполненном зале состоялась, например, панельная дискуссия «Духовные крепости России». Владимир Мединский рассказал о результатах масштабных работ по восстановлению монастырей и воинских крепостей России, которые проводились при поддержке Минкультуры, начиная с 2012-го. «В последние годы идут громадные работы по восстановлению Соловецкого монастыря. Долгое время все тут пребывало в страшнейшем запустении, сейчас это действующий монастырь и федеральный музей. Музей при этом является градообразующим предприятием, потому что фактически каждый второй житель Соловков работает в музее либо рядом с ним. Только за последние годы на восстановление монастыря потрачено более двух миллиардов рублей, восстановлено около 20 объектов», — сообщил министр. Он также рассказал о реставрации всех сооружений Новодевичьего монастыря в Москве, которые завершатся к 500-летию обители, в 2024 году. Перечислил Мединский и другие «духовные крепости», где сейчас вовсю разворачивается восстановительный процесс: среди них — Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге, Кирилло-Белозерская обитель, Астраханский кремль.

Председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), в свою очередь, рассказал о новом проекте реконструкции Псково-Печерского монастыря. О планах возродить окружающий обитель городок Печеры «в той красоте, удивительном духе благожелательности, в особом колорите северо-западного русского города, который еще сохранялся в 1980-е и в начале 1990-х годов».

Тесно по смыслу примыкал к этой дискуссии круглый стол «Сохранение памятников деревянного зодчества», прошедший в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. На нем собрались члены совета по подготовке ведомственного проекта Минкультуры, созданного после утверждения Концепции по сохранению деревянного зодчества в июне 2019 года. Как сообщил директор Института Наследия Владимир Аристархов, совет успел провести серьезную подготовительную работу. «Нам удалось определить памятники, требующие первоочередного внимания. Минкультуры теперь сможет планировать финансирование противоаварийных и реставрационных работ, согласно нашему списку», — отметил Аристархов.

Ближайшие перспективы ведомственного проекта раскрыл директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Роман Рыбало. «Чтобы понять, какие работы надо делать за счет федеральных или региональных средств, а где могут помочь волонтеры, мы в течение двух лет проведем совместно с Росимуществом инвентаризацию всех деревянных памятников», — уточнил он.

Председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Артем Демидов поделился мнением о взаимодействии общественных организаций и государства в этой сфере, а также предложил рассмотреть вопрос о целевом выделении федеральных средств на сохранение памятников. А завсектором деревянного зодчества НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) Андрей Бодэ заострил внимание на проблеме бесхозности деревянных храмов: «Чиновники не могут оценить качество деревянных работ, нужен собственник».

Миссия выполнима

В преддверии 75-летия Победы организаторы форума уделили серьезное внимание военной теме. Были представлены новые проекты, направленные на сохранение национальной памяти и славы: книжные серии «Победа» и «Великая Отечественная война в биографиях», художественные фильмы «Судьба диверсанта» и «Подольские курсанты». Кроме того, был анонсирован спектакль МХАТ имени М. Горького, основанный на поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» и биографиях поэтов-фронтовиков. А в холле Главного штаба Эрмитажа участники ПМКФ подолгу задерживались у динамического стенда РВИО и Минкультуры, изображающего впечатляющий «живой» макет Ржевского мемориала, который создается без привлечения федеральных средств, на народные пожертвования.

Музейщики, которые по праву могут считать себя «миссионерами» исторического и художественного наследия, также нашли для себя много интересного. Участники круглого стола «Стратегии и репутации музеев», одним из спикеров на котором стал гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, подискутировали о разнице в официальной оценке деятельности музеев и отзывах посетителей, о создании и поддержании хорошей репутации и, наконец, о подлинной ценности музеев. Другой острый вопрос, актуальный именно для сегодняшней России затрагивался в дискуссии «Храм и музей: можно ли создать условия бесконфликтного и взаимополезного сосуществования в одном здании или монастырском комплексе». На круглом столе «Город — музею, музей — городу» руководители крупнейших мировых музеев пытались ответить на сакраментальное: «Для кого музеи работают в первую очередь — для горожан или туристов?»

На Международном ремесленном конгрессе, проходившем в рамках ПМКФ, представители ведущих отраслевых объединений, бизнес-сообщества, общественности и органов власти пытались выработать решения по сохранению и развитию ремесленных традиций России, стимулированию народных промыслов, которые, без сомнения, являются важной частью нашего «национального кода».

Граду и миру

Большой спектр мероприятий ПМКФ был посвящен урбанистике. Одна из примечательных дискуссий имела интригующее название «Разрушать нельзя сохранять». Речь об известной дилемме «консервация или развитие». Запятую в финале могли поставить как участники, так и те, кто следил за онлайн-трансляцией. Во главе обсуждения была сама Невская Пальмира. Но обсуждали и другие города, причем не только российские.

«Пятьдесят лет назад мы не смогли должным образом сохранить центр Венеции, — признался специальный советник ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и культуры, итальянский архитектор Франческо Бандарин.— Санкт-Петербург такой же хрупкий. В охране нуждается не только центр, но и сотни памятников по всему городу, это и царские дворцы, и многое другое».

По мнению представителя международной организации, главная проблема Санкт-Петербурга — отсутствие четкого и эффективного законодательства в области охраны памятников. Архивы — в порядке, они оцифрованы, есть множество трехмерных моделей памятников, но статус центра нашей второй столицы в качестве объекта культурного наследия не подтвержден.

Кстати, у нас в стране за этим следит РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. В последние несколько лет институтом разработаны «планы управления» многими памятниками России. Сделано многое: надежно защищены белокаменные постройки древнего Суздаля, историческая часть Ярославля, историко-архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, комплекс храмов древнего Пскова. На очереди — вопрос об управлении памятниками Санкт-Петербурга.

«Исторический центр и расположенные здесь памятники — из самых сложных, многокомпонентных и неоднозначных в плане управления объектов, — разъяснила Надежда Филатова, руководитель отдела Института Наследия по взаимодействию с ЮНЕСКО. — Во-первых, памятники, а их тут 36, расположены на территории двух регионов, Санкт-Петербурга и Ленобласти. Все они очень разные, это и центры старых городов, и такие не совсем вписывающиеся в законодательство объекты, как исторические дороги, Зеленый пояс славы. Всей этой огромной и сложной конструкцией непросто управлять, трудно даже осмыслить ее масштаб и значение, а тем более свести в один документ».

В рамках «Деловой площадки» состоялась панельная дискуссия, участники которой обсудили развитие малых городов. Обсуждали способы формирования очагов культуры на местах — от проведения знаковых выставок и громких спектаклей до создания необходимой инфраструктуры.

Тему поддержания идентичности при развитии городов продолжил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Идентичность, которая складывалась на протяжении долгого времени в разных городах, — фольклор, архитектура, — часто находится в плачевном состоянии. Но последнюю не обязательно восстанавливать, ее можно капитализировать. Пример — эксплуатация локальных странностей, скажем, затопленной колокольни в Калязине. У нас есть предпосылки для развития подобных проектов».

Образ будущего и новые технологии

Футуристический акцент имели многие мероприятия форума. Такие глобальные тренды, как виртуализация, дигитализация, роботизация, имеют прямое отношение к культуре и в виде новых инструментов, и в... качестве угрозы.

Об этом говорилось на панельной дискуссии «Куда катится этот мир?». Технологии уже коренным образом изменили взаимодействие человека со сферой культуры и искусства: музейные коллекции можно просмотреть онлайн, а билеты в театр купить с помощью смартфона.

«Такой проект, как «умные города», тоже не про технологии. Он про сообщества, про то, как люди взаимодействуют друг с другом с помощью технологий», — уверяет заместитель генсека Совета Европы Габриэлла Баттаини-Драгони. Выступая на ПМКФ, она подняла вопрос о создании нормативно-правовой структуры, которая позволит регулировать разработку и применение искусственного интеллекта: «его использование не должно ущемлять права человека».

Следующий острый вопрос, неоднократно звучавший на форуме: содержание культурного, новостного и развлекательного контента, получаемого современным человеком, уже находится «в руках» алгоритмов поисковых систем, агрегаторов новостей и голосовых помощников. Социальный же статус и профессиональный успех людей все более определяется количеством лайков в соцсетях. Впрочем, в цифровых технологиях есть и очевидные плюсы. Им была посвящена лекция Владимира Мединского «Цифра и культурный сектор».

Глава Минкультуры рассказал о начале создания министерством «виртуальных музеев»: с помощью мобильного устройства или ноутбука скоро можно будет посетить все крупные федеральные или региональные музеи и любые выставки. «Каждую крупную серьезную выставку мы стараемся оцифровать, на «Культуре.рф» ежедневно идут трансляции, — уточнил Владимир Мединский. — Любой районный ДК, когда приезжает известный музыкант, лектор, театральная постановка, может к нам обратиться, и мы поможем организационно, административно и технически обеспечить трансляцию на весь мир».

Размышляя о сказанном, в коридорах форума корреспонденты «Культуры» наткнулись на весьма любопытную наглядную иллюстрацию. На стенде РИА «Новости» любой человек с помощью VR-очков мог посетить виртуальную выставку утраченных шедевров русского искусства. Как наяву, перед глазами вставали исчезнувшие или погибшие работы Айвазовского, Коровина, Верещагина. Невозможно было без слез смотреть на сожженную в прошлом году вандалом-сатанистом церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге.

Все музы в гости к нам

Разумеется, на ПМКФ много внимания уделялось «важнейшим искусствам» — театру и кино. Развитие отечественной театральной индустрии стало одной из ключевых тем форума. Крупнейшие теоретики и практики из разных стран обсудили роль сценического искусства в современном глобальном обществе, значение интеркультурных связей и международных театральных проектов. Кстати, в России впервые за четверть века прошла Театральная олимпиада, в которой приняли участие 78 коллективов из 22 стран. Ее финалу было посвящено блистательное Гала-открытие VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, состоявшееся на Новой сцене Мариинского театра.

Кроме питерской премьеры спектаклей Академии Н.С. Михалкова, участники форума смогли посмотреть любопытный спектакль «Принц Ланьлина» (режиссер Ван Сяоин), который привез Китайский государственный драматический театр. А в одной из панельных дискуссий была поднята нетривиальная тема синергетического слияния двух культурных муз. В качестве иллюстрации художественной интервенции сценических и перформативных практик в музейную отрасль на форуме представили фестиваль музейно-театральной продукции THEATRUM — совместный проект Института театра и Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Привлечение иностранных инвестиций в нашу киноиндустрию с помощью новой федеральной системы рибейтов (налоговых возвратов) стало главной темой панельной дискуссии «Россия на мировом кинорынке». Ведущие кинокритики, отборщики крупнейших кинофестивалей мира познакомились с новейшими российскими фильмами на втором коллоквиуме Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Отдельные дни были отведены авторскому и жанровому кино, а также фильмам, снятым режиссерами-женщинами. Программу мероприятий завершил круглый стол, посвященный актуальному состоянию отечественного кинематографа.

На форуме также состоялась торжественная ассамблея, посвященная столетию государственного цирка: участники поздравили коллег, поприветствовали ветеранов манежа и рассказали о надеждах и перспективах цирковой отрасли. «Нашему цирку нужно как можно больше фантазии, сумасшествия, новых поступков, поиска совершенно непонятных вещей. Нужно открыть форточки, двери, впустить как можно больше свежего воздуха… Нужно дать молодежи мечту», — ярко и в то же время критично высказался известный артист Вячеслав Полунин.

Классика в цене

Настоящий праздник живописи устроили организаторы форума для участников, горожан и туристов в виде выставочного проекта, посвященного двум выдающимся советским живописцам «Дейнека/Самохвалов». На экспозиции в ЦВЗ «Манеж» представили триста работ из 37 музеев и девяти частных собраний. А в заключительный день форума в Эрмитаже состоялось открытие выставки картины «Мадонна делла Лоджиа» — одной из ранних работ несравненного Сандро Боттичелли, привезенной вместе с полотнами итальянских мастеров из галереи Уффици.

Порадовались глаза форумчан и выставке фотографа Сергея Берменьева в Михайловском замке, собранной Российским фондом культуры. Среди 60 работ одного из лучших мировых фотопортретистов отметим портреты Квентина Тарантино, Лучано Паваротти, Иосифа Бродского, Майи Плисецкой. В то же время ведущие исследователи искусства XX века и кураторы выставок советской живописи за рубежом обсудили новый взгляд на искусство соцреализма на симпозиуме «Красная стрела. Советское искусство — взгляд из будущего».

Полувековому юбилею любимых несколькими поколениями героев киностудии «Союзмультфильм» была посвящена большая выставка «Чебурашка и все-все-все» в «Бертгольд-центре». По этому случаю в Государственной академической капелле спели хиты из любимых мультфильмов... Вообще, «праздника для ушей» хватало. Музыкальным открытием форума стал концерт, возвращающий шедевр русской музыки — кантату Stabat mater Гавриила Ломакина, также в Капелле. Духовное произведение выдающегося отечественного композитора и педагога, не исполнявшееся более столетия, удалось вернуть из забвения усилиями Белгородской государственной филармонии, восстановившей полную партитуру кантаты. Участники форума услышали также классику от Дениса Мацуева, джаз от Игоря Бутмана и трубача-виртуоза Тиля Бреннера, рок от Noize MC.

Важные международные культурные векторы России были закреплены рядом мероприятий по «славянскому» и китайскому направлениям. В последнем стоило бы отметить открытие выставки «Изучение и реставрация произведений китайского искусства в Эрмитаже» и презентацию проекта «Эрмитаж-Китай», согласно которому в следующем году в Шанхае распахнет двери первый филиал Эрмитажа в КНР.

Наконец, в рамках форума состоялось награждение премией имени Анатолия Луначарского, утвержденной дирекцией ПМКФ для поощрения лучших представителей нетворческих профессий, работающих в учреждениях культуры РФ. Награждал лауреатов Владимир Мединский. Кроме того, министр лично провел экскурсию по Санкт-Петербургу для зарубежных коллег. Среди них были министры Абхазии, Бахрейна, Палестины, Южной Кореи, Сербии, Турции, Южной Осетии и Северной Македонии.

В заключение можно смело констатировать: Санкт-Петербургский международный культурный форум как праздник умного общения и эстетическое пиршество удался на славу. Проблемы культуры и культурной политики остались. Впрочем, они и не решаются на форумах...


Справка «Культуры»

Программа VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума включала 415 мероприятий, прошедших на 95 площадках. Участниками ПМКФ стали 40 358 человек из 96 государств; из 56 официальных иностранных делегаций 18 возглавили министры культуры. Подписано 97 важных соглашений. Состоялись мероприятия, напрямую влияющие на развитие отдельных отраслей и российской культуры в целом. Так, на заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры РФ обсуждались результаты национального проекта «Культура» за первые десять месяцев и увеличение инвестиций в основной капитал в сфере культуры, а также были подведены итоги проекта «Культурный марафон». Кроме того, в дни форума был торжественно открыт Детский театр танца, который вместе с Академией танца Бориса Эйфмана станет «сердцем» целого балетного кампуса.



Фото на анонсе: Петр Ковалев/ТАСС