Упрямые фейки

Екатерина САЖНЕВА

11.07.2019

Во время недавней встречи в рамках G20 президенты России и США затронули тему фейковых новостей. Трамп пожаловался, что в Америке их полно. Путин сообщил, что и у нас подобная проблема существует. Действительно ли настолько серьезен ущерб от выдуманных сенсаций или их, при условии относительной безобидности, следует воспринимать как неизбежное зло нашего стремительно убегающего времени, когда большинство информационных сообщений живут даже не день, а час или несколько минут? И напротив, в чем причина поразительной живучести некоторого числа фейков и как реально может помочь принятый минувшей весной «закон о фейках», выясняла «Культура».

Как раз накануне G20 в Осаке в интернете появилась и мгновенно разошлась на весь мир новость о том, что в Тыве в медвежьей берлоге охотники обнаружили мужчину, похожего буквально на живой труп. Вскоре были обнародованы жуткие подробности: якобы косолапый напал на несчастного в тайге, сломал ему позвоночник, но поскольку был сыт, «прикопал про запас». Жертва, пролежав в медвежьем жилище тридцать суток, уцелела.

Покрытого коркой из грязи и гноя, с содранной кожей, истлевшей одеждой, лишившегося возможности передвигаться и едва способного выговорить свое имя, спасенного мужчину в тяжелом состоянии срочно доставили в больницу, где кто-то записал его на камеру. «Александр», — прошептал выживший и отключился. Ему ничего больше и не надо было говорить. Жуткий внешний вид говорил за него. Сенсационное видео пошло гулять по глобальной сети, обрастая многочисленными подробностями. Реальные эксперты с громкими именами раздавали интервью ведущим зарубежным изданиям: о том, как в России обстоят дела с медведями, ареалом обитания и, самое главное, их пропитанием. Подобного ажиотажа не рождают иные политические новости!..

Несколько дней спустя появился официальный комментарий минздрава Тывы: ни в одно из медицинских учреждений республики пострадавший с подобной историей болезни не поступал. Мало того, не удалось отыскать и первоисточник информации. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным в эпоху интернета. Загадку «живой мумии» все-таки раскрыли. Оказалось, что правда в этой истории только то, что ее героя зовут Александр. На самом деле он житель Казахстана и никогда не был в России, тем более в Тыве, мужчина страдает запущенной формой псориаза, находился на лечении и уже выписан домой. Кто и зачем снял его в больничной палате, Александр не знает. Он не в том состоянии, чтобы искать автора, сделавшего скандальное видео, и требовать компенсацию морального вреда, кстати, не факт, что именно оператор и придумал всю историю с медведем, а не просто взял да и выложил в Сеть ролик. А уж дальше как-то само пошло-поехало...

Что же получается, массы интернет-пользователей, включая крупных ученых, не смогли распознать ложь?

42 процента россиян не могут отличить достоверные новости от фейков, заявил гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров, сославшись на данные апрельского соцопроса. Как оказалось, проблема есть, и масштабы ее велики. «В самой возрастной группе тех, кто признает сложность в различении правды и лжи, существенно больше (около 50 процентов), чем в самой молодой (33 процента). Я не думаю, что это говорит о повышенной критичности нашего молодого поколения... скорее о снижении с возрастом различительной способности», — заключил глава ВЦИОМа. Хотя большинство респондентов (62 процента) утверждали, будто все-таки заподозрили что-то «не то» при чтении явно недостоверных заметок, а треть (31 процент) — поверила им сразу. «Здесь каждый процент в абсолютных цифрах означает миллионы человек», — резюмировал Федоров. Что ж, попробуем ему тоже поверить.

Осадок остался

Проблема возникла явно не вчера: вся мировая история — чья-то интерпретация. Но бороться с фейками законодательно власти решились только теперь. Почему?

Просто за последние годы фейк-ньюс превратились в неотъемлемую часть публичного пространства. Поскольку сама аудитория стала коллективным автором и получила доступ к массовым коммуникациям. Не только хайперы — любители скандалов, и хейтеры — ненавистники всего и вся, и даже откровенные сумасшедшие, которым вообще никто не указ, пишут в интернете что бог на душу положит, но и вполне приличные люди не задумываются о том, как отзовется их слово.

Информация распространяется со скоростью вай-фая. И если безымянным сочинителям древних летописей могли понадобиться века, чтобы их отредактированные творения попали в современные учебники, то нынешним телеграм-каналам нужна лишь пара минут, дабы запустить любой бред и заставить поверить в него миллионы.

Да, иные сообщения, даже недостоверные, вроде бы не таят в себе ничего дурного. Та же высосанная из пальца тувинская сенсация по большому счету не задела никого, кроме ее главного героя, но нередко появляются известия, прямо влияющие на человеческие судьбы.

...5 мая 2019-го в Шереметьево при жесткой посадке потерпел крушение Superjet-100, летевший в Мурманск. Катастрофу сняли на смартфоны случайные очевидцы. Кадры с пассажирами, выбегающими из объятого пламенем лайнера, вызвали неожиданную ненависть в интернете. У некоторых в руках были сумки. В сетях тут же определили, что, пока бизнес-класс спасал свои шмотки, остальные, в хвосте, задохнулись от дыма... Возникли комментарии, имитирующие официальные источники: «В Службе авиационной безопасности аэропорта подтверждают, что, в нарушение всех инструкций, множество пассажиров тормозили эвакуацию, доставая и забирая с собой ручную кладь». «Нужно внести закон: кто при катастрофе самолета вышел с ручной кладью, автоматически получает год тюрьмы». Обыватели, пылая праведным гневом, не разбирались, кто прав, а кто виноват. «Основной причиной гибели одних людей стало желание других спасти чемоданы» — точка.

И хотя вскоре выяснилось, что эвакуация заняла меньше минуты, при нормативах в 90 секунд, а в Сети появилось видео, снятое внутри самолета и наглядно доказывающее, что никто никому не мешал, осадочек, как говорится, остался.

Но это фейк, возникший сам по себе. Такие обидны и порой несправедливы, но не злонамеренны. Однако некоторые лживые новости не просто жестоки и бесчеловечны, они продуманны и неслучайны, ибо являются частью информационной войны против нашего государства.

Все помнят страшный пожар в Кемерово в марте 2018-го в торговом центре «Зимняя вишня». Тогда погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок. Но уже на следующий день в соцсетях называлось ужасающее количество жертв, счет шел на сотни. Паника нарастала, как и недовольство действиями местной власти: как же так? Почему скрывается число погибших? Возможно, это вообще был теракт?

Впоследствии выяснилось, что слух посеяли украинские пранкеры, для того чтобы расшатать ситуацию внутри нашей страны. И хотя глобально им это не удалось, на самом Кузбассе, реакция общества на фейк стоила должности губернатору.

— По сути, «закон о фейках» направлен на то, чтобы ситуация, подобная царившей в Кемерово вокруг «Зимней вишни», никогда не повторилась, —  комментирует Вадим Манукян, член экспертного совета по развитию информационного общества и СМИ при Госдуме РФ. — И надо сказать, это сработало. Нет, украинские пранкеры все так же усиливают каждый медийный инфоповод, который вызывает протесты в нашей стране, но теперь их усилия проходят даром. СМИ больше не публикуют басни о «горах мешков для трупов» и прочий бред. Да и в соцсетях многие ответственные пользователи научились проверять информацию, которую постят. По крайней мере лидеры мнений уже не покупаются на откровенные фейки. Ведь под санкции закона никто не хочет попасть.

А следует ли привлекать к ответственности за обычные перепосты? Или все-таки наказывать прежде всего нужно действующих умышленно, прекрасно осознающих последствия манипуляторов?

В данный момент Роскомнадзор в ускоренном порядке создает публичный реестр источников недостоверной информации. В него входят площадки и авторы, которые постоянно распространяют ложные сведения в Сети. Чтобы кто-нибудь случайно не ошибся, читая. Вряд ли это означает, что на территории РФ запретят «Интерсакс» — забавные вымышленные новости из области политики, экономики, культуры, спорта. Тем более что на самом сайте прямо указано: все опубликованное — лишь хохма, но вдруг кто-нибудь сделает ссылку или перепост, забыв оговориться?

А другой прочитает и воспримет всерьез, что Кокорина и Мамаева приговорили к пожизненному сроку, а президент самостийной Владимир Зеленский на днях посетит КВН с официальным визитом. И это, конечно же, самые невинные шуточки с официальной пометкой «фейк».

Не жизнь, а мыльная опера

— Мы придаем понятию новости какой-то сакральный характер. Если мы их воспринимаем так, то мы отстали лет на пятьдесят, когда в 21.00 выходила программа «Время», — президент Российской ассоциации по связям с общественностью Станислав Наумов призывает не бороться с фейками и не бояться их. — Есть какие-то десять сюжетов, которые всегда интересны: кто, кого, с кем и как... Интерпретации являются более легким форматом потребления, чем факты.

Глава РАСО предлагает не рассматривать публичное пространство как пространство новостей — оно давно уже превратилось в пространство развлечений. Новости — это сериал с одним-единственным правилом: завтрашний эпизод должен быть еще интереснее. Даже если придется отважиться на подтасовку фактов. Иначе, мол, никто не станет ни читать, ни смотреть.

Беда в том, что поветрие перекочевало из соцсетей в традиционные СМИ. Пытаясь угнаться за просмотрами и рейтингами цитируемости, сайты телеканалов и газет порой отрекаются от основных профессиональных принципов журналистики: досконально проверять информацию, использовать в комментариях открытые источники — на это просто не хватает времени и сил, главное, опередить конкурентов. Вспомним хотя бы историю с увольнением целого отдела политики «Коммерсанта» за публикацию непроверенной статьи. Еще несколько лет назад, убеждены многие наши коллеги, подобное в деловом и влиятельном издании было невозможно.

Борьбу с интернетом безнадежно проиграло и ТВ с его ограничениями. Телевидение в качестве СМИ, из которого можно почерпнуть что-то новое, рассматривают очень определенные слои населения, как правило, не имеющие постоянного доступа к компьютеру или смартфону. Доверие к информационным программам на главных «кнопках» у нас стабильно падает последние лет пять. А ведь новости на Первом и ВГТРК вроде как делаются по журналистским канонам...

Принятие Государственной думой  «закона о фейках», как бы его ни критиковали либерально настроенные эксперты, стало естественной реакцией парламента на явно участившиеся целенаправленные фейковые интернет-кампании, сотрясающие устои общества. Похожие положения и наказания действуют во многих странах. Правда, там они чаще относятся к недостоверной информации, касающейся первых лиц государства, то есть того, что в российском варианте закона прописано как «неуважение к власти».

В этой части закон можно рассматривать как превентивный — ведь технологии не стоят на месте, совсем скоро искусственный интеллект начнет снимать фейковые видео и записывать фейковые аудио. Сейчас эти разработки применяются в игровом кино, но вскоре лицо любого политика, его речь и поступки можно будет сгенерировать в интернете...

В целом же, как утверждают авторы «закона о фейках», правовое регулирование в интернете в нашей стране ориентировано в первую очередь на нужды «маленького человека». Но тут важно, чтобы, как говорится, с водой не выплеснули ребенка. Очевидно, что «закон о фейках» сделает отечественное интернет-пространство более упорядоченным. Со временем пользователи перестанут откровенничать в соцсетях и выкладывать картинки, которые могут обидеть ближнего. Есть также мнение, что недовольство, которое сейчас нет-нет да и высказывается в Сети, перетечет обратно, «на кухню». Вероятно, осложнится работа спецслужб, социологов, маркетологов — всех, для кого «паутина» является одним из инструментов измерения общественного настроения. Разумеется, с фейками необходимо бороться, но вряд ли эта борьба станет легкой прогулкой. Остается надеяться, что однажды люди сами поймут, что сила заключается в правде, а подделка никогда не сможет тягаться с оригиналом.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий