Притяжение «Сириуса»

Александр МАТУСЕВИЧ, Сочи

19.07.2019

Образовательный центр «Сириус» принял юношеский конкурс «Созвездие» и Дрезденскую Штаатскапеллу.

Олимпийское наследие Сочи велико: множество объектов современной архитектуры ныне украшают черноморское побережье в «акватории» южной столицы страны. Пять лет назад их возведение, а затем и презентация «городу и миру» вызывали разные чувства — от злобы и зависти до искреннего восторга.

За все объекты не скажу, но летний Сочи точно не производит впечатления заброшенного и безлюдного. И один из проектов на базе сочинской олимпийской инфраструктуры определенно можно считать состоявшимся — это образовательный центр «Сириус» в Олимпийском парке, раскинувшемся в Имеретинской долине, созданный в 2015 году по инициативе президента России для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин. Его учредителем является фонд «Талант и успех» под руководством члена президентского Совета по науке и образованию Елены Шмелевой.

Центр работает круглый год, ежемесячные смены принимают по восемьсот детей в возрасте от десяти до семнадцати лет со всех регионов России. Для самореализации по трем глобальным направлениям — наука, искусство и спорт — для ребят здесь созданы все условия: лаборатории, залы, тренажеры, приглашены лучшие педагоги-наставники, а самое главное — атмосфера творчества, заинтересованности и участия. Рядом — ласковое море, прекрасные оборудованные пляжи, парк с уникальной флорой, созданный в сотрудничестве с учеными крымского Никитского ботанического сада.

Творческая деятельность и отдых сочетаются в «Сириусе» с серьезным культурным досугом. Парк науки и искусства «Сириус» появился в 2017 году, и его возглавляет известный менеджер в области культурных проектов, режиссер, профессор Ханс-Иоахим Фрай из Германии. За прошедшие два года здесь прошло множество интересных концертов и выступлений. Все они пользуются заметным вниманием со стороны как местных жителей, так и многочисленных отдыхающих. Ребята из «Сириуса» посещают все мероприятия бесплатно.

К сожалению, пока у культурного центра нет достойной площадки — зал в здании главного медиацентра Олимпиады мало пригоден для классических концертов, у него совсем нет естественной акустики, все идет со звукоусилением, корректно выстроить которое не всегда получается. Новый зал строится неподалеку — ожидается, что он появится в 2022-м: без сомнения, после этого культурная жизнь «Сириуса» и всего Адлера станет еще более насыщенной. Но уже и сегодня размах культурных мероприятий «Сириуса» приятно удивляет, если не поражает.

Этим летом здесь впервые прошел Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие», проводимый совместно с ЦМШ. К участию в нем были приглашены около сотни лучших выпускников «Сириуса» по направлению «музыкально-исполнительское искусство» текущего сезона, в финал конкурса вышли семнадцать юных пианистов, струнников, духовиков. В жюри конкурса под председательством Сергея Ролдугина вошли директор ЦМШ Валерий Пясецкий, профессора Московской и Петербургской консерваторий Александр Голышев и Александр Сандлер, скрипач Павел Милюков.

В итоге состязаний пианисты остались без первой премии (вторую разделили Максим Ли и Даниил Немов), а золотыми лауреатами стали Андрей Тарануха (ударные), Мария Артеева (скрипка) и Варвара Петрова (гобой). Торжественное награждение совместили с концертом-соревнованием за Гран-при конкурса, которое в итоге получила Артеева, хотя, на мой вкус, виртуозное исполнение Петровой фантазии на темы доницеттиевской «Фаворитки» было не менее достойно поощрения.

Второе событие — гастроли Саксонской государственной капеллы, коллектива прославленного, одного из старейших в мире. «Рояль в кустах», конечно, легко обнаружить — профессор Фрай не один год являлся худруком Дрезденской государственной оперы, а сегодня руководит знаменитым оперным балом, ежегодно проводимым в стенах Земперопер, поэтому приглашение в Сочи музыкантов из его родного города — само собой разумеющаяся акция.

За два вечера дрезденцы и прославленный австрийский пианист Рудольф Бухбиндер устроили для сочинцев и гостей курорта настоящий Бетховен-марафон: были исполнены все пять фортепианных концертов классика «венской школы».

И это было редкое прочтение. Великий немец предстал очевидным продолжателем Гайдна и Моцарта, вопреки расхожему стереотипу о бунтаре и ниспровергателе устоев, композиторе громком и напористом, публика услышала Бетховена галантного и тонкого, деликатного и сердечного, по-гайдновски рафинированного. Но одновременно и непосредственного предтечу романтиков, по-мендельсоновски жизнерадостного и по-шубертовски мечтательного. Феноменальная техника солиста и глубина интерпретации находились в счастливой гармонии, что было отрадно услышать, учитывая почтенный возраст мэтра, — игра, полная свежести и непередаваемого обаяния. Класс дрезденского коллектива невероятно высок: мягкий звук, идеальный строй, всегда выверенный баланс, стилистическая достоверность, а самое главное — живая, не засушенная музыка, насладиться которой не хватило и пяти концертов.