Сидя на сундуке

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

27.02.2014

Под занавес зимы-2014 мир изменился. Я не про Украину — тамошним потрясениям только предстоит выйти на мировой уровень. Что уже стряслось — полдела, дело будет впереди, и думаю (надеюсь), конечный результат неприятно удивит всех, кто эту заваруху затеял.

Мир стал иным после сочинской Олимпиады. Ибо иной 24 февраля проснулась Россия. А то, с какой ноги встает утром Россия, — безусловно, фактор планетарной значимости.

Чем отличается страна, у которой триумфы в прошлом, от страны, пережившей триумф в реальном времени? Легче ответить, чем НЕ отличается. Это две разные страны. Как соотносится поколение, изучавшее победы по учебникам, с поколением, ощутившим себя творцами и соучастниками общей победы? А вы подумайте: все ли фиолетово — жить со свернутой назад шеей либо смотреть в будущее?

Собрано, уложено, приколото зимнее надежное золото. Но России подарили не современные спортобъекты, не грандиозный праздник, не сакральное число медалей. Точнее, не только это. Ей подарили новую Победу. Новый источник сил и вдохновения. Переоценить подобный дар нельзя, отблагодарить за него в полной мере трудно. Так надо хотя бы понимать, кому обязаны. Если у каждой ошибки есть имя, отчество и фамилия, то и всякий успех происходит от конкретных родителей. Пожалуй, самое трогательное в этой истории: главный виновник бытия Олимпиады, ее «отец», поделился с нами тем, к чему сам неровно дышит. Конечно, скользкие площадки и крутые склоны — не единственно возможное поприще для возрождения национального духа. Однако факт остается фактом: президент России любит спорт. Такое ощущение, будто бы он просто по-человечески сказал: «Ребята, посмотрите, это правда здорово. Испытайте — не пожалеете». Можно сопротивляться пафосу — искренность обезоруживает.

Россия вызвала из забытья, из глубин подсознания — на что она способна, когда ощущает себя единой командой. Хоккеисты — особо — напомнили, какие бывают результаты, если команды нет. Спасибо им. Успех ценится еще дороже, если преподнесен на выгодном фоне. Для Олимпиады в целом таким фоном стала Украина. Обезумевшие маргиналы — и ликование нарядных трибун. Черный дым от горящих покрышек — и ослепительные снега. Юля с трясущейся головой на майдане — и гуттаперчевая Юля с серьезной, вдруг повзрослевшей мордочкой в Сочи... Чемпионов — Сотникову, Ана, Шипулина, Малышко, Зубкова, Воеводу... — эффектно оттенили подопечные Билялетдинова. «Пуськи» по-своему правы: людей с остекленевшими глазами стоило бы поучить Родину любить. Даже принудительно.

Поскольку давно известно, что поражение — круглая сирота, а у победы всегда обнаруживается масса кузенов, золовок и внучатых племянников, боюсь, в ближайшие дни начнется состязание «А что ты сделал для Олимпиады?». Боюсь — поскольку предъявить толком нечего. «Где, — спросят, — твои жертвы, возложенные на алтарь великого торжества? Где травмы, потрясения, бессонные ночи?» И чем я отвечу? Ни жертв, ни разрушений. Ну, опубликовала авторскую колонку «Белая зависть». Ну всколыхнулся-взволновался либеральный наш facebook. Пикейные жилеты — с преобладанием фланелевых душегреек — устроили газете «Культура» уже привычную промоакцию. Жалкие, зимние, чужие, они единогласно осудили текст вообще и каждый абзац в отдельности, но главный вопль: как не стыдно желать Путину счастливого лица в день закрытия?! Учитывая свежий рейтинг доверия к президенту — 67,7%, на этот счет явно существуют и другие взгляды, помимо пикейно-местечковых.

Пока патриоты по старинке собачатся с либералами, Олимпиада продемонстрировала чудеса продвинутости. Никого не обидеть — напротив, всех обогреть, приласкать, уважить — и при этом продемонстрировать свою силу. Высший класс. Если владеем такими коммуникативными технологиями, значит, даст Бог, и по Украине следует ждать сюрпризов.

...Был у Николая Васильевича Гоголя близкий друг — Степан Петрович Шевырев. Историк, поэт, переводчик, «реакционный критик». В его почти забытом ныне наследии встречается такой образ: «У Европы было пять дочерей: Италия, Германия, Франция, Англия и Россия. Италия взяла искусство, Германия — науку, Франция — политику в высшем смысле, Англия — торговлю, машины, словом, жизнь практическую. Россия, меньшая дочь, от отца Азиатского, с гибким характером, со свежими силами, соберет воедино дары сестер, усвоит их у себя и усовершенствует. Россия совокупит в сумму все бытие европейского человечества». И еще: «Напишу сказку... Жил-был царь; у него было пять дочерей... Первой дано в приданое искусство, второй — промышленность, третьей — жизнь гражданская, четвертой — наука, пятой — ничего, но дан сундук, в который можно уложить все четыре приданые, и дана мощь перенять их у сестер своих».

По итогам Олимпиады укладистый сундучок России пополнился экзотическими диковинами: скелетон, бобслей, могул. Что попадет в наши закрома (хорошо бы уже навсегда и под крепкий замок), когда развеется дым над Украиной, поживем — увидим. Мосье Фунты, скажу вам по секрету: Путин — это голова.