Антон Шпак с Лысой горы

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ

16.10.2013

Вот так однажды просыпаешься знаменитой. В почту сыплются месседжи от взаимоисключающих адресантов. В приемной раскаляется телефон.

— Кто говорит?

— Slon. Дайте интервью.

— «Взгляд». Дайте комментарий.

— Радио «Коммерсант». Ответьте на вопрос...

— Газета «Завтра»...

— Первый канал... 

— ТВЦ... 

—  «Дождь»... 

— Снова «Дождь»...

— Опять «Дождь»...

Будто в деревне Гадюкино, честное слово.

Спустя еще пару дней активизируются знакомые:

— Ты «Эхо...» слушала? Послушай в записи. А Быкова в «Новой...» читала? Прочти. Они что, озверели?

Очень похоже. «Певец воинствующего холуйства», «редакторша жалкая», «шавка михалковская»... Кто изъясняется подобным слогом? 72-летний режиссер Андрей Смирнов. Человек из приличной семьи. Тот, кто в презираемые им ныне советские времена снял «Белорусский вокзал», а в эпоху полнейшей свободы — «Жила-была одна баба». Защитник Pussy Riot. Тесть Чубайса, в конце концов.

С Михалковым, кстати, неловко получилось. Из прошлого не сотрешь: однажды Никита Сергеевич Андрею Сергеевичу очень серьезно помог. Возрастным недержанием агрессии, хронической мизантропией, мучительной, на разрыв, амплитудой судьбы — от Брестской крепости до нанотехнологий — можно объяснить и оправдать хамство. Но неблагодарность — извините, нельзя.

Самое время поведать, по какому поводу буза. Что зацепило до кишок, до непристойных воплей? Три слова: «союз патриотических СМИ». И еще три: «новый культурный призыв». И то, и другое — частное мнение, высказанное с трибуны Совфеда на заседании по проведению в России Года культуры. Однако наша так называемая либеральная так называемая интеллигенция на дух не выносит чужих частных мнений. Это в патриотическом лагере никто не заходится визгом по поводу попытки подвести тех же «пусек» под амнистию. Ибо каждый человек имеет право на свою точку зрения — нравится она нам или нет. Зато для отечественных либералов чья-то свобода слова, помимо собственной, — как булавка в трепетную мякоть.

Извержение Смирнова вкупе с ведущей перепугало третьего участника эфира — Даниила Дондурея. Ситуация в студии, судя по распечатке, напоминала картину неизвестного художника «Случайный прохожий на Лысой горе в Вальпургиеву ночь». Это понятно: у г-на Дондурея нет в анамнезе ваучеризаторов, да и крест на своей деятельности главред журнала «Искусство кино» ставить не собирается. А значит, прекрасно понимает, что не от газеты «Культура», само собой, и, допускаю, не от Никиты Сергеевича Михалкова, но от поливаемого грязью министра культуры ему когда-нибудь что-нибудь вполне может понадобиться.

На фоне вышеупомянутого режиссера новогазетный рифмоплет — не просто джентльмен, но прямо-таки рыцарь. Какая прекрасная дама устоит, если ей посвящают стихи? Странно, конечно, что к аббревиатуре СК потребовались звездочка и сноска: неужели аудитория либеральных СМИ не способна по контексту отличить Союз кинематографистов от Следственного комитета? Ну и что-то вякнул г-н Быков о недостаточной высоте лба. Дорогой ариец, берите циркуль, заходите в любое время, померяемся! Вот если бы габаритами нижнего бюста — тут я бы не рискнула. Или тем, чем меряются нормальные мужики —  сами понимаете, уж точно пас...

Умозрительный (пока) союз патриотических СМИ едва не довел прагматические СМИ до родимчика. Высказались все  — от медиамагнатов до маргиналок, устраивающих потасовки на улице. Больше недели прошло после заседания в Совфеде, однако каждое утро приносит новые отклики. Всего-то четырнадцать букв — «патриотических» — а каков эффект! Нет, мы явно недооцениваем силу слов. Особенно некоторых.

Важные по тону комментарии дали секретарь Союза либеральных СМИ, владелец «МК» и г-жа Масюк. Общий дух: «ничего патриотического нам не надо, авторитетным это не будет, а если организуют и станет авторитетным, тогда всем хана». Придется мне охладить пыл тех, от кого каждый день слышу: «Спасибо!», «Наконец-то!», «Давайте вместе...», «Хотим поддержать...» Коллеги, стоп. По наивности своей мы не поинтересовались мнением человека, чья газета печатает объявления о продаже фальшивых дипломов. Что касается г-жи Масюк, мы — позор и ужас — вообще забыли о ее существовании. Непростительная оплошность. У Островского, помните: «Солидные-то люди, которые себе добра-то желают, за всякой малостью ездят к Ивану Яковличу, в сумасшедший дом, спрашиваться; а мы такое важное дело да без совета сделаем!». На случай, если кто-нибудь сейчас завопит об оскорблении и моральном уроне, хочу напомнить, что Иван Яковлевич Корейша был весьма почитаемым на российских просторах юродивым...

Говорят, сама идея объединения пророссийских СМИ, а тем паче — социального лифта для талантов из провинции дика, старомодна, нелепа. Сталинскими методами, говорят, действуете. Где модернизация мышления, где новейшие интеллектуальные технологии?!

Ну, мы-то думали, что у либералов. Однако и здесь загвоздка. Вот г-н Смирнов — в чем сам публично признается — ознакомился с интервью Владимира Мединского «Культуре» и тут же ударил в набат. «Я предложил своим товарищам немедленно написать письмо, обратиться напрямую к президенту...» Какие там новые технологии? Сигнал царю — всегда в тренде. Правда, «товарищи» подмахнуть поклеп отказались. Приходит на ум незабвенный Антон Семенович Шпак: «Я на вас жалобу подам! Коллективную!».

Что во всей этой истории — помимо бесплатного пиара нашей газеты — доставляет искреннюю радость? Оба лагеря с равным уважением относятся к главе государства. На этой высоте потасовки стихают. Кажется, у нас появилась точка соприкосновения. Общий остров в океане противоречий. Цветы на нейтральной полосе. И патриот поклонился, и либерал шаркнул ножкой. Шаркнул, шаркнул — не отпирайтесь. Такими темпами, может, и формальный союз патриотических СМИ не понадобится. Просто все они станут патриотическими. Со временем.