Все будет в шоколаде

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

12.03.2015

В Москве в «Экспоцентре» прошло самое вкусное мероприятие года — IV  Салон шоколада.

Салон — изобретение французское. Le Salon du Chocolat уже 20 лет проходит в крупнейших городах мира. Москва принимала «лакомый» праздник в 2006–2008 годах. После семилетнего перерыва Белокаменная вновь пополнила ряды шоколадных мегаполисов.

Кондитерские шоу и мастер-классы (в том числе — по изготовлению «антикризисного шоколада»), выставка скульптур из материала-деликатеса (правда, выглядят все эти Ромео и Джульетты, балерины и драконы совсем не аппетитно), дефиле платьев из шоколада, лекции, посвященные лакомству (среди прочего речь шла об «идеологии счастья»). Но главное — сам «виновник торжества» в больших количествах, от наших производителей и заморских.

Акцент сделали на российском шоколаде — его истории и современности. В программе: дегустации деликатесов по дореволюционным рецептам и выставка старинного шоколада — вернее, его упаковок. Например, сувенирные жестяные коробки, изготовленные к столетию войны 1812 года. Некоторые даже нераспечатанные. Среди экспонатов — «Наполеон под Москвой» с печальным Бонапартом, взирающим на пылающую столицу, «Военный совет в Филях», «Бегство Наполеона»… Но самое любопытное на камерной выставке — «пасхальные шоколадные яйца с сюрпризом», демонстрирующие, что «Киндер-сюрприз» — вовсе не итальянское изобретение. Диковинные продукты «изящно отделаны или завернуты в цветную фольгу» — как написано в прейскуранте начала позапрошлого века. Кстати, «изящество» в данном случае вовсе не фигура речи — обертки исторических яиц выглядят куда благороднее современных аналогов. Судить о вкусе трудно — все экспонаты под стеклом.

За нынешнее время на Салоне «отдувались» производители ремесленного шоколада, то есть того, что сделан вручную и только из натуральных продуктов. В мире такую технологию называют bean to bar — «от бобов к плитке». Это когда весь процесс — от переборки какао-бобов до изготовления плитки — происходит в одном месте. Специалисты уверяют — только такой продукт передает вкус и аромат настоящего шоколада. И целебных качеств в нем хоть отбавляй — нормализует давление, выводит токсины, тонизирует. Правда, и принимать его надо, как лекарство, — максимум 20 граммов в день.

«Ну, не может шоколад стоить 50 рублей — это просто сладкая плитка!» — кипятится Дмитрий Абрикосов, гендиректор возрожденного дореволюционного бренда «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей». Его коллеги не столь категоричны, но в целом согласны: промышленный шоколад — сколь бы высокого качества ни был — далек от идеала.

К своему продукту шоколатье относятся словно виноделы к живительному напитку, — готовы говорить о нем часами, рассказывать о сортах какао-бобов, влиянии на них почвы, ветра… Сейчас, говорит гендиректор компании «Кудвик» Александр Семенов, и у россиян отношение к шоколаду — примерно как к дорогому вину в начале 1990-х: зачем платить за «кислятину» дикие деньги, если можно купить мадеру — и дешево, и сердито… Тем не менее ремесленный шоколад пробивает путь к сердцам и желудкам соотечественников — у нас его начали делать не более двух лет назад, однако количество производителей растет. Сейчас небольших предприятий нескольких десятков — капля в море по сравнению с Европой, но ведь это только начало.

Правда, какую бы популярность ремесленный шоколад ни набрал, конкурировать с промышленным не сможет. К тому же «массовый» продукт в России по-прежнему высокого качества — не все отрасли развалились с распадом СССР.