Милый друг

Дарья ЕФРЕМОВА

10.12.2014

Недавно глава Тобольской администрации вручил 13-летней Кате Шевелёвой щенка черного лабрадора-ретривера. Трехмесячный Изумруд — новогодний подарок Владимира Путина, которому школьница написала письмо — логично предпочтя реального президента вымышленному Деду Морозу. Катя сообщила первому лицу государства о том, что хорошо учится, любит животных и мечтает о собаке, похожей на президентскую Кони.

Они невероятно добрые — несмотря на солидное выражение «лица» и внушительные размеры (взрослые кобели-лабрадоры достигают 58 сантиметров в холке). Некоторые, подобно есенинскому Джиму, «ни капли, не спросив» немедленно лезут целоваться. Впрочем, телячьими нежностями грешат отчасти эксцентричные «девочки» и малышня. «Мальчики»-лабрадоры по-джентльменски сдержанны. Полезешь здороваться-обниматься, а он посмотрит на тебя умными глазами и для приличия вильнет хвостом. «Выдровым», прямым, ни в коем случае не калачиком. Станете приставать — не теряя достоинства, отойдет. Лаять, кусаться? Как можно! Это вам не какая-нибудь неврастеничная болонка. 

Хозяева в лабрадорах души не чают. Спросите, и вам расскажут, что, например, Зевсик — тактичный друг, настоящий интеллигент или даже аристократ, который в прошлой жизни был профессором или титулованной особой. С тем, что эти собаки разговаривают (как минимум, произносят слово «мама»), понимают не интонацию, а речь, приносят телевизионные пульты, тапки и потерявшиеся ключи — спорить даже не пытайтесь. Во-первых, потому, что собачники, как и лошадники — секта. Во-вторых, потому что так и есть. И возражения тут не уместны.

— В основном лабрадоров берут семьи с детьми, — рассказывает заводчик Надежда Исаева. — Порода напрочь лишена агрессии. Ребенок может делать с псом все, что угодно: дергать за уши, ложиться на него, как на коврик, ездить верхом, — лабрадор никогда не укусит. К тому же они отлично поддаются дрессировке — достаточно десяти занятий, и ваш питомец — знаток собачьего этикета. Можно дать команду «сидеть», уйти за полкилометра. Пока не скажете «ко мне», с места не сдвинется.

В качестве эксперимента Надежда кладет на пол кусок печенья. Черный лабрадор Дуся делает вид, что в упор не видит лакомства. Палевая Ева, прямо как цирковой пудель, встает на задние лапы, скрестив передние перед собой — изображает суслика. Выпрашивание угощения, конечно, игра. Собаки показывают трюки ровно до тех пор, пока хозяевам или гостям не надоест. Знают, нельзя быть назойливыми. Обе «девочки» — кандидаты в чемпионы России, племенные суки. Ева недавно принесла очередной помет. Шесть похожих на медвежат палевых ребятишек. 

— Щенков разбирают охотно, — продолжает заводчица, — один скоро на Камчатку полетит, другая — на остров Святого Лаврентия. Московские лабрадоры ценятся весьма высоко, хотя и недобросовестных продавцов хватает. Доходит до того, что красят дворняжек черной краской для волос. Метрики и клейма подделывают. Особенно не советую покупать щенков на Птичьем рынке и у метро: ладно, вырастет беспородным, гораздо хуже, если окажется больным. Недавно у знакомых был случай: купили щенка на Птичке, а он через неделю умер. Оказалось, энтерит. Поэтому лучше обращаться к профессионалам.

«Правильного» щенка можно присмотреть не только в питомнике. Заводчики часто держат помет дома — и потенциального покупателя в этот дом обязательно пригласят: познакомиться с мамой, оценить ее экстерьер и манеры, выбрать близкого вам по духу малыша. Разумеется, не стоит забывать о соответствии стандарту породы. 

Итак, щенок лабрадора — крепкого сложения, компактный, с широкой грудной клеткой, толстыми лапами. Лабрадоры бывают трех видов: черные, палевые и шоколадные. Окрас всегда равномерный, у черного лабрадора допустимо небольшое белое пятно на грудке. Другие отличительные черты — плотно прилегающие к голове уши, миндалевидные глаза и «выдровый» хвост — толстый у основания, постепенно сужающийся к концу. Может быть весело поднят, но не должен загибаться на спину. Не менее важный фактор — поведение щенка. Дружелюбный, подвижный, возможно, немного флегматичный — только не агрессивный или забитый.

Черный лабрадор — классика. Именно так выглядели первые представители породы, выведенные на острове Ньюфаундленд. Верные помощники рыбаков, они вытаскивали сети из ледяной воды. 

Постепенно у лабрадоров появились и другие «профессии»: спасатели на горных, лавинных, водных, сейсмических работах, упряжные собаки и, конечно же, поводыри. 80 процентов четвероногих спутников слепых — именно лабрадоры. Предусмотрительные, обладающие тонким нюхом и отлично запоминающие маршруты, они найдут все, что угодно. Хоть застрявшего в снегах туриста, хоть мобильный телефон. А еще лабрадоры — превосходные охотники. 

— Однажды мы были на утиной охоте, — вспоминает Надежда Исаева, — довелось наблюдать, как лабрадор «работает» в паре с сеттером. Сеттер заставляет птицу взлететь, охотник стреляет, а находит и приносит ее лабрадор. Но в отличие от большинства охотничьих собак, сам утку никогда не задушит. Не такой он «человек».

— Человек?

— Почти. Ну уж точно — член семьи. Порой самый воспитанный и спокойный...