Весь цвет театра

Дарья ЕФРЕМОВА

17.07.2019

В парке искусств «Музеон» открыт VIII Международный фестиваль садов и цветов Moscow Flower Show — настоящая неделя высокой моды в области флористики и ландшафтного дизайна, собирающая лучших мастеров со всего мира. На сей раз конкурс посвящен театру.

Райские кущи, «маленький Версаль», уютный стародачный уголок, таинственная роща с покрытыми мхом валунами. На десять дней фестиваля культовый столичный парк превратился в зачарованный лес, где как по волшебству одна роскошная иллюзия немедленно сменяется другой: тут и античные пирамидальные тополя в зарослях маков и нарциссов, и русский яблоневый сад с примостившейся на дереве Жар-птицей. Или — фантастический космический пляж, где над минималистичным бледно-серым ромбом, будто бы покрытым льдом, парит странствующая планета Нирибу.

И хотя подобного рода метаморфозы происходят с «Музеоном» не первый год, нынешний сезон — подчеркнуто фееричный.

Навеянные сценой композиции разнообразны — по духу и сюжету. Это и «Декорации Метерлинка» Марии Принтц и Марины Бересневой, воплощающие краски и фантастические образы легендарной инсценировки Константина Станиславского в МХТ, и ландшафтная версия «Золотого петушка», посвященная знаменитой опере-балету в хореографии Михаила Фокина. Московские художники Кирилл Великотный и Валерия Федосова сумели передать стилистику авангардистских эскизов Натальи Гончаровой не только с помощью декоративных элементов, таких, как ворота и шатер Шамаханской царицы, но и посредством цветового и пластического решения. Идея сада «Русские сезоны навсегда» известного ландшафтного дизайнера Анны Кавалаглио также вдохновлена антрепризой Сергея Дягилева. В основе одноактный балет Игоря Стравинского «Жар-птица» с декорациями и костюмами Леона Бакста. Полевые цветы и сплетенные из трав венки по замыслу художницы символизируют восприятие русского стиля за рубежом.

Хитом фестиваля стала работа Ольги Тихомировой «Вишневый сад Галины Волчек», воздающая должное знаковым спектаклям театра «Современник»: «Вишневый сад», «Три сестры», «Пигмалион». Композиция открывается четырьмя дорическими колоннами, за ними прямоугольная клумба, усеянная лиловыми, белыми и розовыми цветами.

— Концепция родилась благодаря завлиту «Современника» Евгении Кузнецовой, — рассказывает Ольга Тихомирова. — Именно она подсказала гениальную идею — сделать акцент на цвете, потому что Галина Борисовна чувствует его как никто другой. В общем, я отправилась пересматривать спектакли Волчек, и увидела, что, действительно, каждой постановке соответствует своя цветовая гамма. Так и возник этот сад — бело-лилово-розовый. 

Помимо театральной тематики, на смотре присутствует и литературная. Один из самых интересных проектов называется «Что такое Вселенная?». В центр композиции дизайнеры Олег Подстаницкий и Елена Романова поместили садовую скульптуру в форме спирали, которая, по замыслу авторов, являет модель мироздания, символ зарождения, развития и конечности жизни. На пояснительной табличке цитата американского классика Рэя Бредбери: «Что такое Вселенная? Это большой театр. А театру нужна публика. Мы — публика. Жизнь на Земле создана затем, чтобы свидетельствовать и наслаждаться спектаклем. Вот зачем мы здесь. А если вам не нравится пьеса — выметайтесь к черту!»

Еще один акцент нынешнего Moscow Flower Show — сады, выполненные в сотрудничестве с именитыми российскими кутюрье. Это «Тайны соблазна», Оксаны Хлебородовой, названные в честь знаменитой книги Вячеслава Зайцева, «Разгуляй Garden» Оксаны Писаревой и Ольги Емельяновой — озорной, ломающий традиционные формы ландшафт, подобен новой коллекции одежды Игоря Гуляева, «Московский натюрморт» Валентина Юдашкина, разработанный ателье Genius Gardens, The Less Алены Ахмадуллиной. Ведущий отечественный модельер разработала даже не сад, а арт-объект, название которого, с одной стороны, созвучно русскому слову «лес», с другой — отражает актуальную для мировых подиумов концепцию минимализма. Хаотично посаженную березовую рощу дополняет четкая графика хвои. Цветовое сочетание черно-белых стволов, терракотового глянцевого дерева и острые пики осоки создают очень необычное ощущение пространства.

— Как известно, театр начинается с вешалки, а сад с растений. Они и есть наши главные герои, — говорит президент Moscow Flower Show Карина Лазарева. — Конечно, так было всегда, но если раньше в наших «пьесах» главные роли играли иностранные «гастролеры», экзоты и эндемики, то в этом году дизайнеры решили показать красоту родной природы и включили в свои композиции березу, хвою, ромашки, гортензию, розу, колокольчики. И сделали это, не сговариваясь, никто же не видел чужих проектов до фестиваля. Учитывая, что в тренде естественный природный сад, мы наблюдаем удивительное явление — на наших глазах рождается русский стиль — расслабленный, разнообразный, изысканный.

Все это интересно и с практической стороны. Ведь люди, пришедшие на фестиваль, увидят растения из российских питомников, которые можно высадить на своем участке. А на выставке они познакомятся с готовыми решениями, смогут прикинуть, как все это будет выглядеть. Помимо традиционных программ, в этом году у нас проходит I Международный конкурс топиарного искусства Topi-Art — это художественная стрижка деревьев, старинное садовое искусство. Сегодня, если вы хотите сделать по-настоящему модный сад, без стрижки не обойтись. В тренде — продуманная небрежность.


Фото на анонсе: Антон Новодережкин/ТАСС