Немного спорта в холодной воде

Екатерина САЖНЕВА

18.01.2019

Раз в год, ближе к 19 января, количество моржей у нас резко возрастает. Хотя служители церкви традиционно разъясняют: цель Крещения отнюдь не в острых ощущениях. Многие окунаются в прорубь за компанию — «чем я хуже», «потому что модно». Но есть в мире несколько десятков человек, способных находиться зимой в воде без термозащиты минуты и даже часы. Самые стойкие проплывают свыше километра ледяного марафона. Почти все эти смельчаки — из России.

Аквайс (от aqua — вода и ice — лед), то есть плавание в прохладной или холодной воде, придумали в Финляндии. Им увлекаются скандинавы, прибалты, китайцы, украинцы и даже парочка африканцев из ЮАР... Экстремальный вид спорта официально существует во многих странах, в соседней Белоруссии, например, чемпионаты по нему проводятся с 2016 года.

Минимальная длина дистанции — 25 метров. Все, что свыше 450, — это уже предельный аквайс-спорт, так называемый ледяной марафон. Гладиаторские бои с холодом, где требуется показать не только общую физическую подготовку, но и выдержку, выносливость, способность выжить в самых непригодных природных условиях. «Около сорока-пятидесяти минут уходит только на то, чтобы подготовить ледяную дорожку. Если прорубь не почистить, то даже малейшая миллиметровая льдинка может сильно оцарапать лицо», — объясняют спортсмены.

В 2012 году 40-летний Виталий Панасюк побил мировой рекорд по зимнему марафону: на соревнованиях в Барнауле преодолел 2,5 километра за один час 12 минут. Только представьте: бассейн для любительского зимнего плавания — передвигаться нужно от бортика к бортику, пространство строго ограничено, 25 метров в одну сторону, разворот и 25 метров в другую, и так сто раз. Причем не в гидрокостюме — в обычных плавках. Можно еще надеть шапочку.

Вспомните героев «Титаника», тонущих в Атлантике, — температура воды за бортом в ту ночь была минус два градуса по Цельсию. Человеческий организм в подобных условиях неминуемо погибает через 10–15 минут. То есть до недавнего времени так считалось. Моржи-марафонцы и лично Виталий Панасюк, получается, опровергают законы природы. И тем самым помогают ученым выявить наши скрытые резервы, что жизненно важно для работы полярников, спасателей МЧС, моряков, летчиков, рыбаков — многих.

С Виталием разговариваем по телефону. Между нами четыре часа разницы. В его родном Бердске под Новосибирском глубокая ночь. Голос моего собеседника хрипит. Виталий сетует, мол, ехал на днях в поезде под кондиционером да простыл. Такая незадача — эти кондиционеры, не то что плавание во льдах.

— Как пришел к этому? Мама на пенсии увлеклась, и я следом. Только что мы вернулись с Байкала, кстати, матушка подо льдом на десять метров проныривала, — с гордостью рассказывает чемпион.

А еще Виталий гордится тем, что в день рождения Владимира Путина он, глава областной федерации спортивного зимнего плавания «Белые медведи», традиционно переплывает широченную Обь с президентским штандартом в руках. Об этом сообщают все местные СМИ. «Река в начале октября чуть потеплее, чем зимой, где-то градусов пять. Но плыть с флагом все равно сложно, тем более против течения».

Сибиряки — народ могучий. Недаром большинство любительских соревнований по зимнему плаванию, а особенно на предельную дальность и длительность, проводятся именно в Сибири и еще на Дальнем Востоке. В Тюмени, Красноярске, Благовещенске, на Алтае... А что же столица нашей Родины?

— Есть прорубь в Кировском заливе в Строгино, которую мы сами поддерживаем в рабочем состоянии, — делится Наталья Арбузова, президент Московской областной федерации спортивного зимнего плавания. — Рядом базируются спасатели МЧС, они нас прекрасно знают. Домик для моржей и табличку, что здесь находится место для зимнего плавания, поставил департамент природопользования — спасибо им.

С чего же начинать? Специалисты советуют обычное закаливание. Тем более, что непривычное для нас название аквайс-спорт в русском языке имеет всем известный синоним — моржевание.

— «Я знаю, где живут моржи, — они живут везде. Есть архитекторы-моржи, сидят, уткнувшись в чертежи. И есть водители-моржи, и есть родители-моржи», — читает стихи Агнии Барто Наталья Арбузова. — А помните легендарного Дядю Степу Сергея Михалкова? «Дядя Степа утром рано быстро вскакивал с дивана, окна настежь открывал, душ холодный принимал». Закаливание должно вестись с рождения, но, увы, мало кто делает это правильно. У нас либо кутают в сто одежек, либо, наоборот, молодые мамы хотят покрасоваться и притаскивают малыша голенького на крещенские купания, делают селфи, пока ребенок на глазах у всех синеет.

Нет, никто не против закаливания. Все только «за». Если думать головой. «Во время крещенских купаний, это даже священники подтверждают, бывает, людей увозит скорая помощь. Все от незнания. У настоящих же моржей — огромный опыт, накопленный веками, мы готовы поделиться им с окружающими», — уверяют специалисты.

Все начинается с тренировок в бассейне. Со временем температура воды понижается. Потом надо выходить в открытый водоем. А дальше все зависит от самого человека. Плавать настоящий ледяной марафон, как и бежать обычный в 42 километра, необязательно. Тут уж действительно важна не победа, а участие, сам процесс покорения водной стихии.

Именно поэтому любительское зимнее плавание, то есть обычное моржевание, имеет огромное значение — ведь им можно заниматься в городе и деревне, оно не требует больших капиталов и вложений, только прорубь и банька неподалеку, для согрева.

Кстати, по словам Натальи Арбузовой, прослеживается удивительная закономерность: в тех регионах, где чиновники сами зимой моржуют, например, в Тюмени, они охотно помогают спортсменам. Построили клуб зимнего плавания, проводят соревнования, чемпионаты с множеством участников. Во Владивостоке администрация также открыла современный Центр зимнего плавания. В европейской части России с поддержкой властей, как правило, сложнее. Сами моржи не нажалуются: в отличие от многих стран, Россия до сих пор не признала зимнее плавание настоящим видом спорта. «Переговоры с профильным федеральным министерством идут давно, но все упирается в бумагу из Минздрава. Именно медики должны согласиться, что это занятие действительно способно принести пользу организму. Но там медлят, сомневаются, а вот в Белоруссии рискнули и не пожалели», — вздыхает Наталья Арбузова. Для нее очень важно донести до широкой общественности, что быть моржом круто и полезно, и не только в единственный январский день...

С 14 по 18 марта 2019-го в Мурманске должны пройти 3-й чемпионат мира и соревнования на 1-й Кубок Арктики по ледяному плаванию на один километр. Его проводят Международная ассоциация ледяного плавания и Ассоциация полярников. Стиль приветствуется любой. Брасс, кроль, баттерфляй. До сего дня никто не совершал почему-то только заплывы на спине.

— Вообще, строгих правил нет, но обычно на дорожке находится один спортсмен, без посторонних, чтобы не мешали, — признается Виталий Панасюк.

Говорит, когда сам плывет, то ни о чем не думает, все мысли куда-то исчезают. И слова тоже. Многие после окончания заплыва какое-то время не могут даже рта открыть, так все внутри промерзает.

Пловцов, которых едва вытащили из воды, со стороны, конечно, жалко до невозможности. Не потому ли Минздрав никак не определится, во благо это или все-таки не совсем?

Моржей-марафонцев ноги не держат, порой спортсменов вытаскивают из проруби под руки — организм уже отдал все тепло и энергию. И чтобы прийти в себя, нужно максимально быстро согреться. Кто-то становится под тепловую пушку, кого-то поливают из шланга. Или, напротив, ставят ноги в таз с холодной водой, чтобы постепенно выровнять температуру. Ни в коем случае нельзя пить алкоголь! «А вот иностранцы сразу идут париться. У них даже вид спорта такой есть, антипод ледовому плаванию — спортивная сауна. Не знаю, не был и не хочу», — смеется рекордсмен Виталий Панасюк. Его мечта в наступившем году — обязательно покорить Керченский пролив. Разумеется, в самое холодное время года.


Фото на анонсе: Александр Кряжев/РИА Новости