Путешествуем с «Культурой»

Дарья ЕФРЕМОВА

20.10.2017

Золотая осень — лучшее время для путешествия по подмосковным усадьбам. «Культура» выбрала запоминающиеся маршруты, связанные с именами крупных художников и литераторов.


Музей-заповедник «Абрамцево»,Сергиево-Посадский район

Поездка в усадьбу Аксаковых, ставшую художественной Меккой при железнодорожном промышленнике и покровителе искусств Савве Мамонтове, — логическое продолжение тура в «Поленово». Коллекции двух музеев взаимосвязаны и по идее, и по духу, и по стилистике, не говоря уже о едином хронотопе. Василий Дмитриевич дружил с членами знаменитого абрамцевского кружка, даже позировал Васнецову для «Богатырей» — он, между прочим, Илья Муромец. В «Абрамцево» находится «Поленовская дача», где художник останавливался с супругой сразу после венчания, обряд происходил в местной церкви.

Слушать экскурсию здесь еще труднее, чем в «Поленово», внимание перетягивают на себя артефакты. Тут их, пожалуй, даже больше: каменная баба и скамья, украшенная майоликовыми плитами Врубеля, встречают прямо в парке. Окинуть беглым взглядом архитектурные сооружения тоже вряд ли у кого получится, чего только стоит знаменитая «Избушка на курьих ножках», выполненная по эскизу Васнецова. Сколочена из толстых бревен, опирается на пни, на крыше — конек, сова и летучая мышь на фронтоне.

В целом коллекция музея насчитывает 25 тысяч экспонатов: полотна Репина, Левитана, Нестерова, Коровина, Серова, произведения участников объединения «Бубновый валет» Кончаловского, Лентулова, Машкова, Осмеркина, Фалька, а также Грабаря, Мухиной и Королева.


Музей-заповедник «Мураново»
, Пушкинский район

За имением Энгельгардтов, Баратынских, Путят и Тютчевых (они все родственники) закрепился образ «дворянского гнезда». Имидж этот, кстати, активно поддерживается нынешней администрацией — тут то сенокос, то крокет, то чаепитие и варка вишневого варенья. 

Главный дом, архитектурно очень необычный, возведен по проекту Евгения Баратынского: двухэтажное деревянное здание без традиционного портика и мезонина, обложенное снаружи кирпичной стеной, с восьмигранным фонарем с конической крышей. Меморий в экспозиции немного, зато все очень атмосферно: английская столовая с множеством зеркал, ампирной мебелью и саксонским фарфором, литературная гостиная с портретами в круглых рамах, ломберным столиком и венскими креслами. Аксаковская конторка, рукоделия, живые цветы в вазонах. Здесь обязательно прочтут стихи Баратынского: «Я помню ясный, чистый пруд; / Под сению берез ветвистых, / Средь мирных вод его три острова цветут; / Светлея нивами меж рощ своих волнистых, / За ним встает гора, пред ним в кустах шумит / И брызжет мельница. Деревня, луг широкий, / А там счастливый дом... Туда душа летит, / Там не хладел бы я и в старости глубокой!»


Историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока «Шахматово», Солнечногорский район

«Угол рая неподалеку от Москвы», так называл имение своего деда, «отца русских ботаников» Андрея Николаевича Бекетова, Александр Блок. Он прожил здесь в общей сложности 36 лет и написал более 300 стихотворений. Место и вправду очень живописное — уходящие вдаль отлогие холмы Клинско-Дмитровской гряды, парк и пруд прямо на территории усадьбы.

«Из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы... нет места, где бы я ни прошел без ошибки ночью или с закрытыми глазами», — замечал поэт. А его друг Андрей Белый считал, что «в окрестностях Шахматова что-то есть от поэзии Блока; и даже, быть может, поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей».

Как и большинство дворянских усадеб, «Шахматово» не раз перестраивалось. Выполненный в стиле классицизма главный дом при Блоке приобрел черты модерна. Появилась двухэтажная пристройка с мезонином и вeнeциaнcкoe oкнo. «Цвeт cтекoл — кpacный, желтый, cиний, / Kaк бyдтo тaк и быть дoлжнo». А еще липовая аллея, старопомещичий сад — там в теплые дни и вечера накрывали стол. Поэт очень тяжело переживал потерю родового гнезда, когда в годы революции оно было сожжено и разграблено. Сегодня усадебный комплекс восстановлен, работают постоянные экспозиции, проходят выставки, организуются экскурсии в соседнее «Боблово», имение Дмитрия Ивановича Менделеева.


Музей-усадьба «Остафьево», Новомосковский округ Москвы

Дворец Вяземских, а самым известным владельцем был князь Петр Андреевич, поэт, литературный критик, а впоследствии и товарищ министра просвещения, Пушкин называл «Русским Парнасом».

Причиной тому — аллея, ведущая от дверей овального зала главного дома в глубь парка, излюбленное место для прогулок знаменитых гостей: Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Адама Мицкевича.

Александр Сергеевич бывал в «Остафьево» регулярно: летом и на святки, и просто по случаю. Конечно, заезжал к другу, когда тот болел.

«Уже при последних издыханиях холеры навестил меня <...> Пушкин. Разумеется, не отпустил я его от себя без прочтения всего написанного мною. Он слушал меня с живым сочувствием приятеля и судил о труде моем с авторитетом писателя опытного и критика меткого, острого и светлого. Вообще более хвалил он, нежели критиковал...»

Главный дом в стиле классицизма, выстроен в период с 1800 по 1807 год. Предполагают, архитектором был Иван Старов, ученик Валлен-Деламота. Дворец роскошен и изнутри: двухсветный овальный зал с декоративным фризом в технике гризайль (изображены грифоны, кентавры и львы) и шестнадцатью коринфскими полуколоннами. Над колоннадой — галерея, там во время балов играл оркестр румын. Готический зал, столовые, кабинеты, библиотеки — интерьеры, в которых фарфор и фаянс просто теряются. Тут и расписанные на библейские сюжеты плафоны, и рыцарские доспехи, оружие, старогерманские монастырские шкафы. Сегодня в музее ведется активная работа — множество мероприятий, посвященных Пушкину, статусные олимпиады для студентов и школьников, концерты классической музыки (в репертуаре Гайдн, Моцарт, Брамс, Пьяццолла, Глинка, Метнер, Рахманинов, Чайковский).