Занимательная сортирология

Людмила БУТУЗОВА

16.11.2013

19 ноября отмечается Всемирный день туалета. Праздник учрежден в 2001 году по решению Всемирной туалетной организации (ВТО), в которую входят страны Азии, Европы и Северной Америки, придерживающиеся принципа, что без нормальной канализации человек и окружающая его среда просто не выживут.

Россия присоединилась к ВТО в числе первых, хотя, по версии британской благотворительной организации Water Aid, до сих пор находится в международном «позорном списке» стран, которым необходимо улучшить ситуацию с туалетами. Да мы и сами знаем, что с уборными, особенно с общественными, дело у нас обстоит плохо: их мало, они вечно загажены и там никогда нет туалетной бумаги. 

Однако ситуация выправляется. На просторах родины корреспондент «Культуры» отыскала энтузиаста, который построил для общественных нужд 12 клозетов на 54 посадочных места.

— Не все туалеты уцелели, — заявил «Культуре» тот самый энтузиаст, Дмитрий Никишин, историк по образованию, а по жизни — разъездной коммерсант, сбывающий в деревнях разную хозяйственную мелочь. — Два сожгли хулиганы в Понырях Курской области, в Михайловке тоже сгорел по неосторожности, еще в одной деревне сортир снесли накануне открытия. За этот особенно обидно — вскладчину строили: тес новый — местные коммерсанты дали, крыша железная — тоже добрые люди привезли, студенты за бесплатно разрисовали, а власть уперлась: незаконное строение, не положено. Дескать, здесь базар, покупатели приходят отовариваться, а не нужду справлять. Коммерсантам тоже бывает невтерпеж, но их потребности почему-то не учитываются.

В знак протеста Никишин и сочувствующие ему торгаши хотели устроить забастовку — не торговать в деревне принципиально. Но, во-первых, покупатели уже собрались, во-вторых, Никишин по опыту знает, что в таком деликатном вопросе, как сортирология, с властью надо бороться не силой, а убеждением. Правда, на это уходит много времени, иногда годы. 

— Я в родном селе бился за общественный туалет целую пятилетку, — рассказывает Дмитрий. — Глава — ни в какую, не хочу, говорит, чтобы смердело под моими окнами, ставь за околицей. А кому нужен сортир в пяти километрах от центра? Люди иной раз и до кустов не успевают.

Уломать главу помог пивной киоск. Когда его поставили, народ стал не успевать гораздо чаще. Скверик перед администрацией уделали так, что летом туда только в галошах, зимой — на санках. Никишин с видом победителя явился в администрацию, бросил на стол чертеж туалета с собственноручным автографом — чтобы не говорили потом, что это «домик неизвестного архитектора». Еще и денег хотел срубить — пару тысяч, на доски, но глава упреждающе вывернул карманы. Сговорились на кабальных для Никишина условиях — он строит сортир на свои, а власть, по возможности, следит за гигиеной и санитарией — за бюджетные. В итоге все повесили на Димку, а он — на бомжей. За пятьсот рублей и сумку продуктов первой необходимости «санитары» раз в месяц чистят яму и наводят марафет вокруг домика, чтобы не зарос по самую крышу.

— А чё ты хочешь? — оправдывает Никишин своих земляков. — Человечество тысячелетиями приучалось к толчку. Европа гадила, где попало до конца ХIX века, а у нас тут деревня, канализации нет и не будет, обыкновенный нужник — и то не в каждом дворе. А я, между прочим, санпросветработу начал не так давно. 

Страсть к гигиене и санитарии у Никишиных в крови. Прадедушка Терентий Павлович до революции был золотарем, чистил выгребные ямы в усадьбах богатых людей. Дед Павел Терентьевич служил по той же части при большевиках и помер на рабочем месте, оставив после себя почетную грамоту «За трудовой подвиг во имя советского народа». Отец Дмитрий Павлович прославился тем, что привез с войны ночной горшок с портретом Гитлера и демонстративно справлял нужду в посудину с поверженным врагом.

Ну и сам Дмитрий, переквалифицировавшись из учителей в предприниматели, поддержал семейную традицию — стал торговать туалетной бумагой. В деревнях ее плохо брали. Так, потискают в руках и возвращают, а там уже полкатушки отмотано. Куда теперь эту некондицию? Впоследствии, когда он увлекся строительством туалетов для народа, ополовиненные рулоны, конечно, пригодились. Дима их оставляет для общего пользования. Лежат до первого посетителя. 

— Мне настоятельно советовали сделать вход платным, — указывает Никишин пальцем вверх, не называя, впрочем, фамилий. — Ничего не получилось. В контролеры никто не захотел, платить — тем более, обходили туалет сзади и назло делали все, что надо. 

Тем не менее многие подозревают, что туалет для Никишина — золотое дно. Его однажды даже прокуратура трясла: если навара нет, то зачем тебе это надо? Не поверили, что он просто грязь не любит.

Дмитрия, честно сказать, тоже не любят. А кому понравится, если он без конца шныряет по задворкам и тычет хозяев носом во всякие недостатки. То ему не угодит куча навоза перед домом, то помойка на огороде. Все фотографирует — и в газету, причем невзирая на личности. 

— Испортил уже не одну карьеру, — по секрету рассказал «Культуре» коллега из районки. — У нас директор мясокомбината баллотировался в сельсовет. Никишин дал репортаж с территории комбината — там такое творится! Не выбрали. На главу наезжал за бардак во дворе, участкового терроризировал, что льет помои на тротуар. Но мы такую чернуху уже не печатаем, по судам могут затаскать. Пусть пишет в общем, без указания персоналий.

Никишин как раз за конкретику, потому что отдача молниеносная. Глава, например, в тот же день прибрался, мясокомбинат СЭС замордовала чуть не до закрытия.

— В деревнях вообще чище стало, — не умаляет он свои просветительские успехи. — Люди тянутся к цивилизации и уже не так сопротивляются порядку. Вот раньше я им про вонищу в поселке, они мне в ответ: «Да я всю классику наизусть знаю, да у меня сын на Чайковском вырос!» А сейчас просто идут и убираются.

Правда, в никишинские «скворечники» без риска для жизни все равно не зайдешь. Но у людей хотя бы есть выбор: совершать процесс в интимной обстановке, под крышей или с первозданным простодушием предаваться ему на лоне природы. 


Понюхать Лувр и умереть

По одной археологической версии, первый туалет появился приблизительно за 3000 лет до нашей эры в Месопотамии. По другой, самый древний сортир относится к цивилизации Мохенджо-Даро, существовавшей 2500 лет до н.э. на территории нынешнего Пакистана. Вообще-то это был не одиночный туалет, а целая канализационная система, обслуживающая город с населением до 40 000 человек. Вода и нечистоты стекали по желобам в подземные отстойники, затем выводились за черту города. Древний Египет додумался до этого гораздо позже. Зато Китай первым осчастливил человечество туалетной бумагой еще в первом веке нашей эры. Сначала ее делали из коры и материи. В Средние века это была уже настоящая мягкая бумага, опрысканная благовониями и нарезанная на квадратики 8 на 8 см. 

Рим — главный мегаполис античности — многие века имел самую совершенную канализационную систему в мире, служившую и для осушения болотистой почвы, и для спуска нечистот. История хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые служили местом встреч и приятного времяпрепровождения богатых людей. Бедные пользовались общественными нужниками с дыркой в полу. Отходы жизнедеятельности тех и других на каком-то этапе встречались и в обезличенном виде попадали в отстойники за много километров от Рима.

В Германии такого и близко не было, ямы для нечистот рыли непосредственно под фундаментом, что иногда оканчивалось трагически. В 1183 году в Эрфуртском замке под императором Фридрихом и его рыцарями проломился пол Большого зала. Мало того, что все попадали с 12-метровой высоты, так большинство еще и захлебнулось, сами понимаете в чем.

Простые горожане во всех концах Европы имели обыкновение выплескивать содержимое ночных горшков прямо из окон. Родовитые особы тоже не отличались щепетильностью, мочились и справляли большую нужду где придется. «В Лувре и вокруг него, — писал в 1670 году очевидец событий, — внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми — практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же продукта…»

Золотой час туалетов пробил в XIX веке. Причем не от хорошей жизни — в 1830 году миллионы европейцев выкосила азиатская холера, распространившаяся вместе с нечистотами и испорченной водой. Правительства практически всех стран поняли: пора раскошеливаться на канализацию. К концу века она опоясала  всю Европу. А непосредственно на туалетном поприще более всех прославился изобретатель Томас Крэппер, подаривший миру систему «дерни за веревочку».


От Петра I до синей кабинки

Российская столица тоже не отличалась чистотой c момента своего основания. Одним из самых активных деятелей в области устройства московской канализации стал Петр Великий. 9 апреля 1699 г. Он подписал указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». В дальнейшем Екатерина II повелела подданным вывозить отходы за пределы города.

Полноценную канализацию в Москве начали строить в 1893 году по проекту инженера Кастальского. Через пять лет Главная насосная станция начала перекачку сточных вод на Люблинские поля орошения. На сегодня протяженность столичной канализационной сети — более 7852 км.

Первые унитазы в Москве появились на рубеже XIX–XX веков, а уже к 1912 году в России было продано 60 000 унитазов. К десятилетию советской власти Россия изготавливала по 150 000 санитарных изделий в год. Первый сталинский пятилетний план предусматривал производство 280 000 унитазов в год.

В 1937 году в Москве открылся первый общественный туалет на Ленинградском шоссе, 33, в 1947 еще пара появилась  на Красной площади. Сейчас  в Москве 262 бесплатных туалета, количество платных колеблется от 2000 до 3000. Средняя стоимость посещения — 20 рублей, зарплата смотрителя кабинки — 500 рублей в день.

В 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин пообещал выделить на строительство туалетов 6,6 млрд рублей. От существующих синих кабинок они будут отличаться тем, что к ним прокладывается и канализация, и водопровод. Несколько таких туалетов введены в эксплуатацию.