Встали в позу

Дарья ЕФРЕМОВА

23.06.2016

21 июня отмечается Всемирный день йоги. Эзотерическая практика, известная с третьего тысячелетия до нашей эры, не выходит из моды: только в Москве открыты сотни подобных центров.  Но так ли безопасна сложная восточная система и можно ли считать ее обыкновенным комплексом упражнений? 


На зарядку раз-два-три 

Называть йогу зарядкой — все равно что приравнивать пост к диете. Настоящий йогин на подобное высказывание снисходительно улыбнется. «Одни выбирают практику для самореализации, другие — для здоровья», — отмечал автор нашумевшей книги «Light on Yoga», один из самых уважаемых учителей Б.К.С. Айенгар. Адепты восточной психотехники утверждают: гимнастикой можно считать все что угодно, хоть шаманские пляски. Главное — нагрузка на все группы мышц. Однако, принимая позу льва или собаки мордой вниз, люди тренируют тело для следующих ступеней — медитаций, конечная цель которых просветление и выход из колеса Сансары, круговорота смертей и рождений, вынуждающих душу страдать. Высший пилотаж — даже не способность отвлечься от мыслей и тревог, а особое ощущение безграничного вневременного пространства, охватывающего все события и явления, позволяющего все видеть, но не включаться эмоционально. «Это чистое Бытие, — говорят просвещенные, — его невозможно понять, можно только прожить».

Для большинства европейцев духовная составляющая, конечно, подвисает балластом. Как, например, в американской армии, где йогой и пилатесом занимаются вот уже шестой год, вместо традиционных кроссов и возни с «железом». 

Но что первично, дух или движение? С одной стороны, экспериментально было доказано, что сначала эмоция «возникает в мозге», а затем следуют телесные реакции. С другой стороны, существует и обратная связь. Иными словами, воспроизведение определенного физического паттерна позволяет вызвать соответствующую эмоцию. Скажем, успокоиться, контролируя свое дыхание и мышечное напряжение, или поднять себе настроение, просто начав механически улыбаться. Так можно ли считать йогу обычной физкультурой и тренировкой мышц?

Принц или менеджер?

В России восточная «гимнастика» была известна до 1917 года. Потом запрещена. Вернулась в начале 60-х, когда для тренировки космонавтов в СССР пригласили Свами Дхирендру Брахмачари, знаменитого в те годы йогина, наставника Индиры Ганди. 

«Да-да, приеду. Только напишите приглашение как частному лицу, чтобы там ничего про йогу не было. Иначе возникнут проблемы с правительством, — перестраховался гуру. — А вообще мне у вас нравится: летом красиво, люди хорошие».

Прилетевший в столицу в разгар зимы Брахмачари вышел из самолета в прозрачном муслине. Советские офицеры, закутанные в меховые пальто, недоуменно переглянулись. Один даже предложил гостю свой полушубок, но тот отказался: «Я произвожу тепло в организме, когда это необходимо».

И хотя ошеломительных результатов эксперимент не принес, интерес это подстегнуло. Профессор Василий Бродов, основавший Ассоциацию йоги СССР, стал одним из главных адептов восточного учения. Снятая при его участии документальная лента «Индийские йоги — кто они?» имела успех у широкой публики. Мастера обросли мистическим флером: спят на гвоздях, могут обходиться без питья и еды, закопать такого в землю, а через месяц выкопать, будет как новенький... В начале нулевых йога превратилась в индустрию. Всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) взял за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство — йога-вояжи. 

— Иллюзия невероятных достижений и экзотический антураж — беспроигрышный коммерческий ход, — поясняет психолог Илья Шабшин. — Тут работает несколько подсознательных мотиваций: и причастность к тайному знанию, и обретение сверхвозможностей, и способ вырваться из рутины, прочувствовать новое «Я». В жизни ты менеджер Петя, а в йога-классе — «принц вечного блаженства» с каким-нибудь красивым именем. Это дает совсем другую точку отсчета, добавляет уверенности в себе. Впрочем, все эти вещи значимы только для новичков. Те, кто занимается всерьез, принимают и духовную составляющую учения. 

Довыйогивались, значит 

Среди российского бомонда практикующих йогу немало: политики, актеры, галеристы, художники. Еще больше их среди иностранцев — там стоят на голове почти все знаменитости: от Мадонны и Стинга до Виктории Бэкхем и Бритни Спирс. Понятно, звезды ходят в проверенные центры, а чаще нанимают личных инструкторов, индийских йогинов или людей, долгое время обучавшихся в Тибете, Гималаях, Непале. В массовых фитнес-клубах йогу преподают обычные выпускники физкультурных институтов: гимнасты, танцоры, бегуны, лыжники. Они ориентированы на быстрый результат — этого же хотят и клиенты. В итоге на уровень подготовки просто не обращают никакого внимания. Оказаться перед необходимостью принимать сложные перевернутые позы на первом же занятии — обычное дело. Что, конечно, чревато травмами, кровоизлиянием в сетчатку глаза, смещением шейных позвонков, не говоря уж об обострении хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. 

Вообще, у йоги существует масса противопоказаний. Например, асаны с прогибами тела назад (поза змеи, поза кузнечика) не рекомендуется выполнять при наличии проблем с щитовидной железой, скрученные, где сдавливается живот, не полезны тем, кто страдает заболеваниями органов пищеварения, а Саламба Сарвангасана (свеча) и Ширшасана (стойка на голове) опасны при повышенном артериальном давлении, патологиях сердца и слабом позвоночнике. 

Да и не йогой единой жив человек. Чтобы похудеть, как известно, эффективнее сочетать умеренные силовые нагрузки с кардиотренировкой, а укрепить мышцы спины, живота и ягодиц проще при помощи плавания или велосипеда. 

Кстати, упражнения из йоги, напечатанные в журнале «Наука и жизнь» в начале 1980-х, принесли только вред. Дело в том, что подборки были составлены привычным для европейцев образом, в разбивку: для спины, для пресса, для плечевого пояса, для ног, тогда как в йоге за одно занятие выполняют комплекс из разнонаправленных асан, постепенно увеличивая сложность. В итоге желающие стать невероятно здоровыми заполучили травмы, болезни и перегрузки.