Ab ovo

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

07.10.2015

9 октября отмечается Всемирный день яйца, предложенный ассоциацией яичных производителей. В уважаемую организацию, кстати, входят исключительно люди — не птицы.

Идею празднования подхватили во многих странах — благо потребители яиц есть во всех частях света. Особенно усердствуют в их поедании мексиканцы и японцы. Американцы и вовсе учредили День гигантского омлета. Каждый год в начале ноября в крошечном местечке с французским названием Абвиль готовят громадное угощение, куда входит более пяти тысяч яиц. Население городка не сильно превышает это число.

В России к яичным блюдам тоже отношение особое. Когда-то яичница даже считалась ритуальным кушаньем. Например, без нее не обходился ни один свадебный обряд. Ее подавали сватам, если невеста соглашалась на брак. Ею же теща кормила жениха после первой брачной ночи: ежели зять начинал аккуратно есть с краю, значит, молодая была целомудренной, а если приступал с середины — «гулящей». На поминках яичницу пускали по кругу, чтобы отведал каждый гость. Носили ее даже покойникам, на кладбище. Готовили ее и перед посевом — для обеспечения урожая. А белорусы клали блюдо из жареных яиц на крышу или оставляли в сарае — в качестве приношения огненному змею... Русские также задабривали яичницей нечисть — к примеру, «кормили» домового, если тот «разбуянился».

Впрочем, дело тут не в способе приготовления, а в главном ингредиенте, от которого и пошли все эти поверья. В народной традиции яйцо — начало начал, олицетворение жизни, символ плодородия. Из него — «мертвого» предмета — появляется живое. А иногда — и вся Вселенная. Яйцо, породившее весь белый свет, разделилось на две части: из верхней произошло небо, из нижней — земля, а из желтка — солнце. Другие считали: скорлупа превратилась в твердь, а белок — в море. В любом случае наши предки думали: в начале было не слово, а яйцо... Правда, финский миф главную роль в сотворении мира отводил все-таки утке, снесшей симпатичный овальный объект. То есть дилемму, что было первым — птица или яйцо, финны решали просто.

Некоторые народы верили, что человечество также возникло из этого волшебного объекта. Например, таким нестандартным образом появилась на свет Елена Прекрасная. Впрочем, магический шар мог породить и нечисть. Как известно, из рокового яйца вылупился василиск — чудище, убивающее взглядом или дыханием.

Все эти воззрения нашли отражение и в народной культуре. Какую только роль не играло яйцо в обрядах. Им и бесов задабривали, и «сделку» с нечистью заключали. Например, на Русском Севере, чтобы договориться с лешим о содействии в выпасе скота, поступали так: одну половину вареного яйца съедал пастух, а вторую клали для хозяина леса. Считалось — контракт подписан. Куриный «дар» выступал и в качестве оберега от демонов: его клали в гроб к «нечистому» покойнику (самоубийце, некрещеному) — чтобы не навещал живых. С помощью яйца можно было распознать ведьму. Также оно помогало защитить ребенка от лунного света — чтобы новорожденного «не выпил месяц». 

Как олицетворение жизни и символ плодородия его закапывали в поле или катали по земле — для роста посевов. Схожим образом поступали и с пасхальными яйцами, вобравшими в себя многие функции некрашеных «собратьев». К примеру, бросали в тучу, чтобы град миновал, или кидали в огонь при пожаре в надежде утихомирить пламя, оглаживали скотину, дабы она стала округлой и здоровой. 

В общем, по всему видно: яйцо не простое — золотое. Это мы с детства знаем. А повзрослев, гадаем: как могла возникнуть «Курочка Ряба» — сказка, казалось бы, полностью противоречащая здравому смыслу. Дед с бабкой били-били, не разбили. Подбежала тщедушная мышка и одним махом хвоста расквиталась с золотым предметом. А старики — нет бы обрадоваться (добились же своего), как зарыдают...

Где тут логика и есть ли она вообще? Ученые утверждают, что есть. Многие видят в сказке процесс мироздания. Ведь все атрибуты налицо: золотое, то есть мировое, яйцо разбивается — так в мифах обычно и описывается сотворение Света. В придачу ко всему дед с бабкой сами расколоть предмет не могут, потому что они представители нашего, обычного мира. Им помогает посланница подземелья — мышь в народном сознании ассоциировалась с потусторонним, «нижним» царством. Таким образом и появляется дивный новый мир.

Все бы ничего, но почему старики так убиваются? К тому же в урезанном виде, в каком сегодня пересказывают сказку, ничего не говорится о других участниках представления. А между тем в вариантах, записанных в XIX веке, присутствуют внучка, просвирня, дьячок, поп, его дочь... Все они, услышав о разбитом яйце, начинают вести себя, мягко говоря, неадекватно. Попова дочь вместо того чтобы принести воду, взяла да и расколотила ведра с коромыслом. Просвирня все тесто по полу разметала. Дьячок церковные колокола перебил. Поп и вовсе храм спалил (по другой версии: «разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер»). А внучка «с горя удавилась»... Добавьте к этому прочие необъяснимые явления: «Вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под ногами закурился, двери побутузились, <...> верх на избе зашатался». Да еще «вода кровью стала». Чем не апокалипсис? 

Над разгадкой бились — и сегодня продолжают — лучшие умы фольклористики. Одни говорят — в сказке просто исказили мотив мироздания. Другие вспоминают, что яйца могут быть с «сюрпризом» — но не с драгоценным, как у Фаберже. Вспомним все того же василиска. Может, и здесь из золотой вещицы высвободилось что-то страшное, разрушающее все вокруг и сводящее людей с ума? Прочие исследователи винят во всем Курочку Рябу — она же рябая! А пестрый окрас в мифологическом сознании ассоциируется с темными силами. Значит, курочка не белая и пушистая, а само воплощение зла. И яйца у нее — злые. Вот только почему золотые?