Негасимый свет

Нильс ИОГАНСЕН

25.10.2012

75 лет назад, 2 ноября 1937 года, над Кремлем зажглись рубиновые звезды. Сегодня это один из главных символов нашей страны. Как уживаются красные пентаграммы с двуглавыми орлами и православными образами на кремлевских башнях?

В Кремле — советская власть, а над древней цитаделью — символы свергнутого самодержавия. На подобную несуразицу указывал еще Ленин, но в первые послереволюционные годы было как-то не до того.

Двуглавые орлы сидели на верхушках башен до середины 30-х. К тому времени уже шла индустриализация, вырастали заводы и фабрики, стали выделяться деньги на проекты в области искусства и культуры. К таковым можно отнести и смену символики на кремлевских башнях.

В 1935 году орлов демонтировали, содрали с них позолоту и отправили на переплавку. Почетное место заняли звезды первого типа. Одну из них — ту, что ранее стояла на Спасской башне, сегодня можно видеть на здании Северного Речного вокзала. Пятиконечный каркас из нержавеющей стали покрыли позолотой, внутри уральскими самоцветами выложили герб СССР — серп и молот. Получилось очень нарядно. Звезды установили на четырех башнях — Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой.

Монтажники столкнулись с рядом проблем. Прежде всего, медные орлы были значительно легче, нежели новые символы. Каждая «звездочка» весила около тонны. Пришлось укреплять конструкцию древних кровель, а совсем ветхий шатер Никольской башни возвели заново. К концу октября 1935-го все работы были завершены, и 18-ю годовщину революции Москва встречала уже с новыми государственными символами.

Однако вскоре стало понятно, что звезды придется менять. Во-первых, они оказались великоваты и не вписывались в пропорции башен. Во-вторых, гарь и копоть, витавшие в московском воздухе — отопление столицы в те годы было исключительно печным, — быстро покрыли толстым слоем сажи самоцветы и позолоту. Те перестали блестеть, гербы потускнели и стали черными. Кремль с огромными черными звездами стал выглядеть мрачновато.

Было принято решение — новые звезды должны светиться, внутри нужно установить электролампы. Конструкцию разработали в считанные недели. Всего же с того момента, как было принято решение создать новые украшения башен, и до реализации прошло полгода. Оперативность совершенно нереальная в наши дни, причем она сочеталась с высочайшим качеством работ.

Все без исключения компоненты звезд были отечественного производства. Они как бы олицетворяли собой индустриализацию. Всего задействовали более 20 предприятий различных отраслей промышленности. Подмосковная «Электросталь» сделала высококачественную нержавейку, специальные лампы разработал Всесоюзный электротехнический институт, а изготовил Московский электроламповый завод, рубиновое стекло сварили на Украине по оригинальному рецепту известного московского мастера Никанора Курочкина.

Потрудились и ученые-физики. Во-первых, необходимо было рассчитать конструкцию на ветростойкость. Во-вторых, сделать так, чтобы все звезды с земли смотрелись одинаковыми. На самых высоких (и расположенных на возвышенности) Спасской и Никольской башнях расстояние между лучами — 3,75 метра. На Боровицкой и Троицкой поменьше — соответственно, 3,2 и 3,5 метра. А самая маленькая звезда — всего 3 метра — стоит на Водовзводной башне, расположенной в низине.

Чтобы свет равномерно рассеивался по всем лучам, лампы заключили в сложную систему призматических оптических элементов. К тому же они должны были пропускать лучи строго определенной длины волны, в общем, профессорам пришлось покорпеть над расчетами. 

Они же предложили и двойное остекление: внутри матово-молочное, рассеивающее свет, снаружи — прозрачное рубиновое. При этом нити накаливания ламп совершенно не видны. Что и было реализовано.

Науке пришлось решать еще много нестандартных задач. Например, рассчитывать систему охлаждения, ведь лампы в звездах стоят очень мощные — на Спасской, Троицкой, Никольской башнях — по 5 кВт, на Боровицкой и Водовзводной — по 3,7 кВт. Стране не хватало драгметаллов, они целиком шли на закупки современного высокотехнологичного оборудования, поэтому разработали технологию «экономного» золочения деталей, толщина покрытия составила всего 40 микрон.

По сути, кремлевские звезды 1937 года были «хайтеком» своего времени, они сосредоточили в себе массу знаний и умений советского народа, продемонстрировав остальному миру, на что способны наши ученые, инженеры и рабочие.

А спустя четыре года все это великолепие пришлось спрятать. На верхушки кремлевских башен, в том числе и на звезды, надели маскировку. Вновь красные звезды вспыхнули в небе столицы уже через два дня после Победы. Но сами изделия, несмотря на то, что более-менее исправно работали, требовали серьезного ремонта. Во время войны осколки зенитных снарядов местами повредили стекла и сами каркасы, внутри растрескались призмы и матовое остекление, через пробоины проникали пыль, грязь и вода. Было ясно, что нужен срочный ремонт и попутная модернизация.

На этот раз золото особо не экономили, толщина покрытия составила уже 50 микрон, а каркасы покрыли им с обеих сторон, дабы полностью исключить коррозию. Вместо двух рядов остекления установили один, изготовленный по технологии «триплекса» — ноу-хау завода «Красный Май» из города Вышний Волочок. Снаружи — рубиновое стекло, в середине — прозрачное, внутри — матовое, все это намертво сварено в один «бутерброд». Средний слой прочного хрусталя выступает как несущий, он не дает трескаться и крошиться более хрупким цветным составляющим.

Вдобавок стекла сделали более выпуклыми — звезды стали смотреться солиднее. И светить они стали ярче, оптики поработали над световыми схемами, а инженеры — над облегчением конструкции, она стала более ажурной.

К 60-летию революции звезды снова подремонтировали. За 30 лет потускнели отражатели ламп, запылилась оптика, кое-где от перепадов температур растрескалось стекло. В рамках комплексного плана реставрации и реконструкции Красной площади и историко-архитектурных памятников Кремля, который реализовывался с 1974-го по 1977 год, все сооружения существенно «облагородили». Укрепили стены и основания башен, подвели опоры под проседающие древние своды, перебрали механизм знаменитых курантов. А звездам заменили стекла и каркасы, не внося существенных изменений в конструкцию: она была признана очень удачной и не нуждающейся в усовершенствовании. Люди, которые гордятся своей Родиной, все делают надежно и красиво.

Сегодня минуло почти 40 лет с того момента, как кремлевские звезды ремонтировались в последний раз. Они по-прежнему сияют над Кремлем, но что творится внутри рубиновых пятиконечников, никто не знает. Хочется надеяться, что символы последней империи не работают на износ, что за ними следят, но ведь годы берут свое…

PRO

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, главный редактор газеты «Культура»

Слава Богу, вопрос о демонтаже кремлевских звезд и их обратной рокировке с двуглавыми орлами на повестке дня не стоит. Последнее обострение случилось пару лет назад, и тогда мне со страниц «Известий» приходилось спорить и с нынешним глубокоуважаемым оппонентом, и с его единомышленниками.

С тех пор моя точка зрения не изменилась: орлы, звезды и золотые купола совокупно образуют пейзаж, естественный для нашего взгляда, для здорового российского самосознания. Не надо нарушать картину изъятием того или иного элемента. Не надо отнимать святыни у людей, имеющих представление о святом, — этим вы нанесете удар по России.

Не любящие все советское, как правило (хотя исключения, конечно, имеются), не любят и все русское. Эту зависимость я уловила когда-то на примере госпожи Новодворской. Однако бабушка русской оппозиции — милый цветочек, по сравнению с тем, какие волчьи ягодки вызрели сегодня на болоте. Этим людям и звезда — как нашатырь в нос, и орел — поперек горла. Символы двух великих империй, несмотря на драматизм замены, состоят в тесном родстве. Правда, на орлов большинству из нас не хватает генетической памяти. Ее надо воспитывать — в том числе прививая новым поколениям уважение к рубиновой звезде.

Что же касается грехов, творившихся и под орлами, и под звездами, — они давно омыты кровью Гражданской и Великой Отечественной. Не нам о них вспоминать.

CONTRA

Леонид РЕШЕТНИКОВ, директор Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенант СВР в отставке

Вопрос очень сложный, тяжелый. Я против того, что на кремлевских башнях до сих пор красные звезды вместо орлов. Кремль — исторический объект, построенный очень давно. И башни возводились не со звездами, которые являются символом советской власти. Кремль олицетворяет российскую тысячелетнюю историю.

С кремлевских башен убрали то, что изначально находилось на них, и заменили по политическим причинам звездами. Чисто политическая акция, а не историческая — появление пятиконечников вместо истинного символа России.

Звезда была символом страны всего лишь 70 с небольшим лет в нашей истории. Единственная уважительная причина нахождения звезд на башнях Кремля в том, что есть определенная часть населения, которой трудно представить, а может и пережить, что их снимут. Таких людей, думаю, немного. Но они есть. И если в угоду им сохранили до сегодняшнего дня символы советской власти, это может быть оправданием.

На мой взгляд, звезды должны быть там, где они естественны. Например, на Котельнической высотке или на здании МГУ, которые были построены во времена СССР. Но у нас же на гербе России не звезда, а двуглавый орел — как олицетворение российской истории. Это касается и Кремля, который является резиденцией руководства страны, и было бы естественно, чтобы официальный герб находился на высоте.