Земля ООПетованная

Нильс ИОГАНСЕН

28.05.2014

28 мая исполнилось ровно полвека со дня основания Организации освобождения Палестины (ООП). Бессменным лидером этой структуры на протяжении 35 лет был Ясир Арафат — один из самых загадочных политиков арабского мира.

Как известно, два враждующих народа Палестины — потомки одного и того же человека, библейского Авраама. Сара родила от него предка всех евреев Исаака, а Агарь — родоначальника арабов Измаила. Мухаммаду Абд ар-Рахману Абд ар-Рауфу Арафату аль-Кудве аль-Хусейни (так в действительности звали Ясира Арафата) приходилось общаться и с теми, и с другими «родственниками».

Восток — дело тонкое

В повествовании об истории Ближнего Востока в ХХ веке нельзя оперировать двумя цветами — черным и белым. Хороши все: и арабы, и евреи, и американцы с англичанами тоже. Причем можно говорить лишь об отдельных фактах, полной картиной, наверное, не обладают даже аналитики лучших разведок мира. Все очень сложно — в прошлом, настоящем, а в будущем — тем более.

Евреи стали возвращаться на историческую родину в основном в 1920-е годы, с арабами они тогда уживались мирно. Выкупали у местных шейхов бросовые земли, рекультивировали их, нанимали палестинцев. Те не возражали — другой работы в Земле Обетованной не было. Англичанам, под протекторатом которых с 1917 года находилась Палестина, это очень не нравилось. Ведь сионисты не скрывали своих целей — они собирались образовать государство Израиль. Лондон был против, поэтому квоты на въезд иудеев в страну постоянно урезали.

Действуя по излюбленной тактике — разделяй и властвуй, англичане спровоцировали первые арабские выступления против еврейских поселенцев. Те не остались в долгу — была создана «Хагана», иудейская военная организация. Причем с кем больше сражались ее боевики-террористы — с арабами или сынами Альбиона, — хороший вопрос.

«Англичане декларировали, что пришли в Палестину поддерживать там порядок. Но на деле все получилось иначе. Между еврейскими поселенцами и арабами были прекрасные отношения, и этот мир они стали разрушать — раздавали и тем и другим оружие. Кстати, в нашем парламенте есть представитель от иудеев — это сохранилось с тех самых пор, с начала ХХ века. Имеется и диаспора палестинских евреев, которые живут среди нас», — объясняет посол Палестины в РФ Фаед Мустафа.

Рост напряженности вылился в Арабское восстание 1936–1939 годов.

Во время Второй мировой войны на Ближнем Востоке действовали еврейские вооруженные формирования, которые финансировали немцы. Эти отряды успешно громили англичан, с их помощью даже предполагалось захватить Каир и перерезать Суэцкий канал. С одной стороны наступает Роммель, с другой — евреи из ЛЕХИ (организацией руководил Яир Штерн). Об этом сегодня вспоминать не любят. Хотя и не отрицают. «Тогда была задача — выгнать из страны англичан. Для этого можно и нужно было сотрудничать с кем угодно», — считает израильский политолог, директор Всемирного форума русскоязычного еврейства Алекс Сельский.

Часть арабов тоже поддерживала Германию, среди них был и будущий друг нашей страны Гамаль Абдель Насер. А евреи после падения Германии продолжили отстреливать и взрывать англичан уже с нашей помощью. Сталин собирался создать просоветское иудейское государство, и из СССР в Палестину поехали евреи — ветераны Великой Отечественной. Пошли и суда с вооружением. 

«В политике можно говорить лишь об интересах той или иной стороны, а они никогда не могут оставаться постоянными. Действительно, Советский Союз помогал создавать Израиль, но в тот момент ему это было выгодно — стояла задача усилить свое присутствие в регионе. А нам было выгодно эту помощь принимать. Но потом все поменялось. Америка с ее рыночной экономикой и демократической системой власти оказалась израильтянам ближе, чем СССР», — объясняет Сельский.

Таки не палестинец

«Я родом из Иерусалима», — так любил говорить Арафат. На самом деле он родился 24 августа 1929 года в Каире, в очень состоятельной семье — его отец был крупным торговцем. Родители определили отпрыска в Каирский университет на инженерный факультет, который Ясир все-таки умудрился окончить.

Умудрился — потому что уже в 17 лет юноша включается в нелегальную деятельность. Причем весьма своеобразную: он занимается поставками оружия палестинцам. Отличный бизнес, самый прибыльный после наркоторговли. После окончания вуза оборотистый юноша легализует капиталы — открывает в Кувейте крупный строительный бизнес.

Но не забывает и о революции. В противовес Движению за национальное освобождение Палестины (ФАТХ), где он даже становится одним из лидеров, Ясир Арафат в мае 1964-го участвует в создании конкурирующей структуры — ООП.

Прежняя палестинская повстанческая организация  контролировалась Иорданией и частично Сирией, многим это не нравилось. Впоследствии ФАТХ вольется в арафатовскую структуру, вертикаль власти будет монополизирована. «Обычные внутренние разборки в арабском мире, кто-то кого-то подсиживает, пытается усилить свои позиции. Арафат этим просто мастерски воспользовался», — поясняет президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Инвестором, оплатившим создание ООП, стала Лига арабских государств. Деньги тут же отрабатываются, но как-то уж слишком демонстративно. Революционеры делают неудачную попытку разрушить в Израиле стратегический водопровод, потом гремят несколько взрывов. Арафат бежит в Иорданию, где «скрывается от возмездия».

Кто заказывает музыку

И начинается самое интересное — в стране, которая приютила десятки тысяч арабских (палестинских) беженцев, ООП пытается устроить военный переворот. Сентябрь 1970 года: король Хуссейн, попытка покушения на которого сорвалась, в ярости. Иорданская армия громит отряды ООП и их союзников — коммунистов и баасистов. Палестинцев — одних только боевиков, — погибает около пяти тысяч, сам Ясир Арафат говорил о десятке тысяч. Плюс мирные жители, точные потери которых не поддаются подсчету.

Итог: во-первых, палестинская организация обескровлена, во-вторых, Иордании нанесен крупный ущерб. Есть и в-третьих, и в-четвертых: в стане арабов раскол, а у антиизраильских сил нет больше надежной базы около границ еврейского государства. Выгодоприобретатель очевиден.

Новое палестинское «государство» учреждается на территории Ливана. Правительство слабое, армии, по сути, нет, а ООП — сила. Вскоре в этой цветущей стране — самом престижном курортном регионе Средиземноморья — начинается гражданская война. Параллельно Арафат предлагает дружбу СССР: после поражения Египта в войнах с Израилем Москве нужны новые, более решительные союзники на Ближнем Востоке.

Многие понимают, какого «союзника» обретает наша страна. «Арафат — очень умный политик и блестящий политикан. Хитрый, коварный, жестокий, много может быть разных определений. Когда все соберете — и будет Арафат», — так оценивал лидера ООП политический обозреватель, а впоследствии и посол Советского Союза в Израиле Александр Бовин. Увы, решения принимал не он. Благодаря нашей стране Арафат попал на трибуну ООН, получил международное признание, а на палестинцев из советского бюджета потратили огромные деньги.

Причем совершенно напрасно. В середине 70-х «просоветская» ООП фактически оккупирует Ливан. Вмешиваются американцы, но в начале 80-х с позором оттуда эвакуируются. Вот только с точки зрения геополитики СССР от этого ничего не выигрывает — половину Ливана под шумок захватывает Израиль.

Главный палестинец бежит в Тунис, там на штаб-квартиру ООП совершают налет израильские бомбардировщики, но Арафат чудесным образом спасается от смерти. Вообще, в случае с ним израильские спецслужбы демонстрируют удивительную криворукость. 

«Арафат сдавал Израилю очень ценную информацию. Например, именно он слил сроки начала войны Йом-Кипур в 1973 году. От него было гораздо больше пользы, чем вреда, как от террориста. Премьер-министр Ариэль Шарон рассказывал, как в 1982 году глава ООП дважды был на мушке у снайперов. Но такие фигуры устраняют лишь с санкции крупных политиков, а Шарон добро не дал», — говорит Сатановский.

Друг всех евреев

В начале 90-х Ясир начинает удивлять мир по-крупному. Сперва поддерживает вторжение Ирака в Кувейт, чем лишает ООП финансирования со стороны богатых арабских государств. Потом встречается с израильскими лидерами — Ицхаком Рабином, Эхудом Бараком и Шимоном Пересом. Организатор переговоров — Билл Клинтон — становится «лучшим другом палестинцев».

Вроде бы победа — создается Палестинская национальная администрация, по сути, признанное Израилем арабское государство. Под этот мирный проект администрации Арафата перечисляются миллиарды долларов международной помощи. Которые быстро тратятся... И как только становится понятно, что «осваивать» больше нечего, Ясир объявляет новую интифаду (восстание).

Происходит это в 2000 году. К тому времени многим палестинцам уже очевидно, что хитрый уроженец Каира всех, как бы поприличнее выразиться, надул. В начале нового тысячелетия банковская тайна перестает быть таковой, и всплывает масса интересных фактов. Что Арафат — миллиардер, крупный инвестор в экономику США, Израиля (!), Франции, Италии и ряда других стран. Именно на его личные счета переводится значительная часть казны ООП, а таковых много — в банках всего мира.

И через четыре года у палестинцев появляется новый лидер. Хотя 75 лет для человека, который всегда жил «в пошлой роскоши» — не возраст. Что касается кончины Арафата, наиболее популярна версия «израильского следа». Но ведь Моссад «не мог» устранить Арафата с начала 60-х — более сорока лет. Американцам тоже вроде бы его голова ни к чему. Есть еще и такой вариант — миллиардера отправили к Аллаху сами палестинцы. Например, чтобы поделить немаленькое наследство.

«Мое мнение — Арафата устранили соратники. Недаром его вдова говорила, что убийц никогда не найдут, потому что они стоят ближе всех к гробу. Глава ООП окончательно потерял остатки совести. Он начал ликвидировать конкурентов — других лидеров организации, — и замкнул на себя все финансовые потоки. Вот его и убрали», — считает Евгений Сатановский.

Но, как бы то ни было, Ясир Арафат стал новым знаменем интифады. Его портрет висит в доме практически каждого члена ООП. А мавзолей лидера, воздвигнутый в Рамалле, стал для арабов объектом, сопоставимым с главными мусульманскими святынями.


Платочки белые, глаза печальные...

У большинства наших соотечественников имя палестинского лидера ассоциируется вовсе не с политикой, а с платком — «арафаткой». Многие даже искренне уверены, будто Ясир Арафат — автор этого аксессуара. Что, конечно, неправда.

На самом деле куфия (именно так называется деталь гардероба) — традиционный мужской головной убор, распространенный во всех арабских странах. Хотя происхождение куфии доподлинно никому не известно (истоки ее орнамента искали даже в древней Месопотамии), но еще в XIX веке без нее не обходились ближневосточные крестьяне.

Лучшего спасения от солнца и песка не найти. Да и от холода тоже. Знающему человеку она расскажет, откуда родом ее обладатель, даже может поведать о социальном статусе. 

Политическую окраску «арафатка» приобрела в 1936 году, во время антибританского восстания арабов в Палестине. Изначально в нее были укутаны бунтовавшие крестьяне, но потом их примеру последовали и городские жители — платок скрывал лицо, поди докажи, кто на самом деле громил.

Вклад в политическую историю куфии внес и Ясир Арафат. Политик, умышленно появляющийся все время в платке, сделал его символом палестинского сопротивления. К тому же Арафат повязывал куфию не совсем традиционным способом — так, чтобы ниспадающая на плечо часть образовывала треугольник, очертания исторической Палестины. С барского плеча Арафата арабский головной убор и стал предметом масс-культа. Клетчатые платки начали использовать в своих коллекциях кутюрье. Затем высокая мода, как водится, перекочевала на улицы — куфиями обмотались все слои населения, превратив политический символ в обыкновенный ширпотреб.

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ