Золотой мальчик

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

04.03.2014

75 лет назад умер Говард Картер, ученый, который совершил главное археологическое открытие ХХ века — нашел гробницу Тутанхамона. И тем самым обессмертил «золотого фараона».

Попросите первого встречного назвать имя египетского царя — вам обязательно ответят: «Тутанхамон». Не Рамсес II, прозванный «великим», и не Тутмос III, гениальный полководец, а именно Тутанхамон — ничем не примечательный с исторической точки зрения фараон, побивший все рекорды медийности. Это все равно, что представить, как через три с половиной тысячи лет при словосочетании «российский император» люди неведомой цивилизации станут дружно называть какого-нибудь Иоанна Антоновича…

Как бы то ни было, нынешней славой Тутанхамон обязан вовсе не своим достижениям на посту фараона, а Говарду Картеру лично. Ну и счастливой случайности тоже. Заключалась она в том, что усыпальница юного царя оказалась единственной нетронутой. Или почти нетронутой — древние грабители, хоть и вскрыли ее, но вынести сокровища по какой-то причине не смогли. Их более удачливым коллегам, работавшим на других «объектах», не мешали ни заклятия, ни ловушки, ни ложные ходы. И даже охрана: та чаще всего сама была замешана в ограблениях — египтяне тоже люди.

Тела большинства властителей дошли до нас перезахороненными да перепрятанными, лишенными драгоценной погребальной утвари, без которой жизнь после смерти — и не жизнь вовсе, а так, жалкое существование. Зато усыпальница Тутанхамона явила миру не только кожу да кости царственной особы, но и тысячи куда более изящных предметов, в том числе обитые золотом колесницы, мебель, инкрустированную слоновой костью, антропоморфный гроб — из чистого золота... Как писал академик Струве: «Подобную роскошь могло позволить себе только деспотическое государство с жестокими формами эксплуатации и сильным аппаратом принуждения...»

Не знаю, что там было с аппаратом принуждения, но благодаря этой роскоши Тутанхамон стал легендарным. Тот, чье имя последовательно вычеркивалось из хроник (египтяне любили переписать историю), после находки Картера обрел бессмертие.

«Двадцать шестое ноября [1922 года] стал днем из всех дней, самым чудесным днем моей жизни. Подобного ему я наверняка больше не увижу», — вспоминал археолог о моменте, когда впервые спустился в гробницу. Понять его можно — прежде чем наткнуться на усыпальницу юноши-фараона, Картер перекопал Долину царей вдоль и поперек. Уже отчаялся что-либо найти, как наткнулся на ступени, ведущие в гробницу. Произошло это, как водится, в самом конце археологического сезона, причем последнего — английскому аристократу Джорджу Карнарвону, финансировавшему раскопки, надоело закапывать деньги в песок. 

Находка Картера наделала много шума и была провозглашена журналистами открытием века. Масла в огонь подлила скорая смерть лорда Карнарвона — тот умер в Каире от воспаления легких. За ним в мир иной потянулись и некоторые ученые, присутствовавшие при вскрытии усыпальницы. Пресса заговорила о «проклятии фараонов». Вот только мумии остальных египетских владык хлопот никому не доставляли, да и Картер — главный нарушитель покоя Тутанхамона — был жив-здоров. Даже утверждал: «Нет на земле более безобидного места, чем гробница». Что ж, ему видней.

Несмотря на сенсационность открытия, гробница новой информации не добавила — ни исторической, ни лингвистической. Да и о самом «золотом мальчике» сведений мало. Как признавался тот же Картер, правда, слегка утрируя: «Из всей жизни Тутанхамона нам достоверно известен лишь один факт, а именно: что он умер и был погребен».

До сих пор не установлено происхождение царя. Египетские ученые уверяют, будто его отцом являлся Эхнатон — знаменитый фараон-еретик. Другие исследователи не согласны — есть мумия, идентифицированная по ДНК как отец Тутанхамона, но Эхнатон ли это? Впрочем, точно известны родители отца — египетский владыка Аменхотеп III и его главная жена Тия, кстати, родившие и фараона-еретика. Дочерью царственной четы была и некая «Юная леди» (так называют ее останки), которую идентифицируют как мать Тутанхамона. То есть установлено, что «золотой мальчик» являлся внуком Аменхотепа и Тии, а его родители были братом и сестрой — обычная практика для египетского царского дома.

Известна и жена Тутанхамона: ею стала дочь Эхнатона и Нефертити — Анхесенамон. Родившая мужу двух мертвых девочек — их мумии обнаружили в гробнице юного фараона. Других детей у него не было — не успел. Умер в 18-19 лет. Отчего — опять же точно неизвестно. Наверное, от всего сразу. Например, Тутанхамон страдал от некроза костей стоп, передвигался с помощью палок. Среди болезней также — волчья пасть и олигодактилия (врожденная нехватка пальцев). Кроме того, перед смертью царь сломал бедро, и оно так и не успело зажить. Добавьте ко всему перечисленному косолапость и получите примерный портрет солнцеликого фараона. Не забудьте еще про тяжелейшую форму малярии — от нее, предположительно, он и умер...

Взошел на трон болезненный мальчик примерно в десять лет, правил около восьми. Да и вряд ли это было правление. Государственными делами занимались «взрослые». Среди них особенно выделялся Эйе — видный вельможа при дворе Эхнатона, который воцарится после смерти Тутанхамона. А пока под давлением элиты юному фараону придется отменить религиозную реформу своего тестя, предшественника и возможного отца — Эхнатона. 

Тот, как известно, упразднил культы египетских богов и стал поклоняться лишь одному — солнечному диску Атону. Закрыл древние храмы, основал новую столицу, а еще постоянно выискивал врагов внутри страны. В итоге Эхнатона возненавидели все: и жреческая элита, оказавшаяся не у дел, и военные — египетская империя стала трещать по швам, а фараон все средства направлял на строительство храмов своему божеству. Тутанхамон возродил культ старых богов, переехал в древнюю столицу и изменил имя: изначально он был Тутанхатоном — «живым подобием Атона», а стал подобием Амона...

Вот и все, что известно о времени «золотого мальчика». Фараон умер, не оставив наследника. Его жена, предприимчивая Анхесенамон, боясь потерять власть, написала хеттскому царю: «Мой муж умер, а я слышала, что у тебя есть взрослые сыновья. Пришли мне одного из них: выйду за него замуж, и он станет владыкой Египта». Иноземный правитель в ситуации сразу не разобрался, потому вместо сына послал гонца с вопросом: «Где сейчас сын покойного владыки? Что с ним случилось?» Вдова стала отвечать, что никаких сыновей нет и не было, и, пока длилась эта переписка, положением воспользовался кто-то из египетской элиты — во всяком случае, хеттский царевич был убит по дороге в «Черную землю».

В Египте спешно воцарился престарелый Эйе. Для легитимизации власти вельможа даже женился на Анхесенамон, которая, скорее всего, приходилась ему внучкой. Спустя четыре года новоявленный царь умер. Власть захватил видный военачальник Хомерхеб, основавший новую династию и целенаправленно уничтожавший все упоминания об Эхнатоне и «золотом фараоне». Вот только в вечность взяли не великого полководца, а болезненного косолапого мальчика...