Там, где «Град» шумел

Виктор СОКИРКО

28.02.2014

В марте 1969 года вооруженный конфликт на острове Даманский на пограничной реке Уссури едва не обернулся войной между Советским Союзом и Китаем.

Тогда погибли 58 советских военнослужащих, потери китайцев, по разным оценкам, составили от 800 до 5000 человек. Спустя 22 года спорный остров был без боя передан КНР. Вопрос о том, а нужно ли было 45 лет назад проливать кровь за эту «пядь родной земли», до сих пор не находит однозначного ответа.

Современный школьный учебник истории о событиях на острове Даманский молчит — за  малозначимостью. Может, оно и правильно. Тем более что героического продолжения не получилось, а политую кровью землю в итоге уступили за здорово живешь. И вообще, что это за остров такой?

Даманский находится в излучине реки Уссури, метрах в двухстах от китайского берега. Маленький клочок тверди — полтора километра в длину и меньше километра в ширину. По весне он почти полностью скрывается под паводковой водой и не представляет особой ценности, в сельскохозяйственном плане уж точно. Но именно этот остров стал в первых числах марта 1969 года местом активных боевых действий между советскими пограничниками и — сначала китайскими хунвэйбинами (крайне агрессивными отрядами молодежи), а затем — и регулярными подразделениями армии КНР. Китайцы считали остров своим и неоднократно пытались на нем закрепиться. Мы же знали, что это часть нашей страны и отчаянно ее защищали.

Вообще, остров Даманский (Чжэньбао в китайском варианте) возник, когда норовистая Уссури промыла по весне широкую протоку в обширном выступе со стороны китайского берега. По условиям Пекинского трактата 1860 года, граница с Поднебесной проходила не по середине Уссури, а ближе к китайскому берегу — на расстоянии, где глубина доходила, как было записано, «по круп лошади». Долгое время с этим никто не спорил, однако по мере усиления своего влияния КНР стала поднимать тему о пересмотре границ — на основании положения Парижской мирной конференции 1919 года о том, что границы между государствами по рекам должны проходить по середине главного фарватера. Да, такая норма есть, но она не является обязательной. Рекомендуют по середине, а на практике — по-разному. Правда у каждой из сторон была своя, уступать никто не собирался.

— Дело даже не в конкретном острове, а вообще в неприкосновенности советской границы, — рассказывал мне покойный ныне генерал армии Вадим Матросов, который в 1969 году занимал должность начальника штаба главного управления Пограничных войск. — Даманский мы защищали точно так же, как Брестскую крепость, как любую погранзаставу. Другого приказа, кроме как удержать Даманский, не было. Не справились бы пограничники — в боевой готовности была вся наша армия. Уступить мы не имели права. Сдашь остров — получишь новые территориальные претензии со стороны Китая, а там и от Японии или Финляндии... Но главная заслуга пограничников состояла в том, что ценой своих жизней они смогли предотвратить новую мировую войну.

В первых числах марта 1969 года Советский Союз жил ожиданием начала войны с Китаем и внимательно следил за любыми сообщениями с острова Даманский. 

Пограничники мужественно отражали нападение китайцев. Вначале, пока позволяли обстоятельства, без применения оружия, а затем открыли огонь на поражение. Не обходилось и без курьезных ситуаций — за несколько дней до начала конфликта на Даманском на соседнем острове Киркинский около полутысячи хунвэйбинов устроили необычную провокацию. Встав спиной к границе, они оголили задницы и в течение трех часов демонстрировали их на морозе нашим пограничникам. Наши тут же придумали «ответное оружие». Спешно привезли несколько огромных портретов китайского кормчего Мао Цзэдуна и установили их напротив митингующих. Китайцы спешно свернули акцию и удалились.

Не все стычки заканчивались таким образом. Самой напряженной выдалась ночь с 1 на 2 марта, когда китайцы заняли остров Даманский — 32 советским пограничникам противостоял хорошо вооруженный отряд, более чем в десять раз превосходящий их по численности. В неравном бою группа бойцов во главе с начальником заставы старшим лейтенантом Иваном Стрельниковым почти полностью погибла — в живых остался лишь младший сержант Юрий Бабанский. Но прибыло подкрепление с соседней заставы, и бой продолжился — остров пограничники отстояли. 

Очередной бой за Даманский начался 15 марта. Пограничники укрепили позиции, им были приданы новейшие на тот момент танки Т-62. Но и силы китайцев многократно возросли —  остров атаковала пехотная дивизия, усиленная резервистами. И тогда в бой вступили подразделения советской 135-й мотострелковой дивизии, которые были развернуты вдоль Уссури. Поступил и приказ на применение реактивного дивизиона БМ-21 «Град», снаряды которого решили исход сражения за остров — китайские войска были уничтожены и на самом острове, и на китайском берегу.

На этом активные боевые действия фактически прекратились, но еще в течение нескольких месяцев того же года советские пограничники более трехсот раз открывали огонь по нарушителям в районе Даманского. А в мае 1991 года Михаил Горбачев передал остров Даманский китайской стороне без каких-либо условий. Вскоре китайскую «прописку» получили острова Большой на реке Аргунь, Тарабаров и половина Большого Уссурийского острова неподалеку от Хабаровска.

— Подвиг наших пограничников, защищавших остров Даманский, был не напрасным, — сказал «Культуре» президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. — Но и в том, что сейчас ряд островов передан Китаю, нет ошибки или предательства, как любят сейчас говорить. Если следовать международному законодательству, то острова эти несомненно являются территориальной собственностью КНР, так как находятся за линией главного фарватера пограничных рек. И сравнения с островами Курильской гряды, на которые претендует Япония, здесь просто неуместны, ибо они относятся к претензиям исторического характера, о которых еще можно поспорить. В случае с Китаем, который является сейчас стратегическим партнером России, снятие проблемы спорных островов взаимовыгодно во всех смыслах. Мы больше приобрели, чем потеряли. И самое главное, на долгое время устранили проблему, мешавшую развитию наших взаимоотношений.

...2 марта на Чжэньбао у обелиска погибшим здесь китайским солдатам появятся цветы. Точно так же, как на городском кладбище города Дальнереченска, где похоронены защищавшие Даманский советские пограничники. Павших вспомнят и помянут. А жизнь продолжится.