Застава на Яузе

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

22.02.2014

Об этом музее знают немногие. Здание с завитушками в стиле модерн, когда-то самое высокое на Яузском бульваре, «Культура» навестила накануне праздника: 21 февраля Центральный пограничный музей ФСБ России отметил столетие со дня основания.

Мечи, стрелы, ружья... Рукописные документы и макеты форпостных поселений... Мы стоим около стендов, рассказывающих о появлении пограничной службы.

— Трудно сказать, с какой даты можно вести отсчет, — начинает экскурсию начальник музея полковник Николай Берсенев. — Своим покровителем пограничники считают Илью Муромца. А ловить «контрабандиров» начали при Петре I — именно он повысил таможенные пошлины.

Музей появился в 1914 году с подачи генерала от инфантерии Николая Пыхачева, командовавшего Отдельным корпусом пограничной стражи и задумавшегося о «сохранении прошлого для потомства». Собрали множество предметов, начиная с петровских времен. После закрытия учреждения в 1917 году и его возрождения при ОГПУ в 1932-м дореволюционную экспозицию пришлось воссоздавать по крупицам.

Идем дальше. На очереди — стенды, посвященные первым шагам советского государства.

— Во время Гражданской войны через границу везли предметы первой необходимости, — продолжает Николай Николаевич, — пуговицы, нитки, пряжу. И конечно, спирт. Делали специальные изогнутые сосуды и привязывали их к рукам и ногам. Ювелирные украшения прятали в каблуках. А вот сумка, сплетенная из японских иен.

Среди прочих конфискованных у контрабандистов приспособлений — два внушительных чемодана.

— Они принадлежали японскому дипломату. Как вы понимаете, досматривать его было нельзя. Он собирался вывезти в них из страны девушку, на которой хотел жениться, и ее мать. Но план сорвался — женщин обнаружили.

После Гражданской войны пограничникам тоже было не до отдыха. За стеклом — шпионский инвентарь. Ножи с выскакивающими лезвиями. Стреляющая перчатка. Толстый учебник по политической экономии, в котором вырезано место для миниатюрного пистолета. И трость, мгновенно превращающаяся в шпагу, сценаристу «Укола зонтиком», похоже, не нужно было ничего придумывать.

На следующем стенде — странное приспособление, похожее на японскую обувь гэта. Приглядываюсь — деревянная колодка, к которой приклеено копыто кабана. Рядом — конские копыта с ремнями для крепления. Чтобы пересечь границу, нарушитель надевал их и вставал на четвереньки.

— Отловом в том числе и таких преступников занимался Никита Карацупа — наш герой, — рассказывает Николай Николаевич. — На его счету 120 схваток с нарушителями, 338 задержанных и 129 уничтоженных лазутчиков.

Чучело верного Индуса, одного из пяти псов легендарного пограничника, стоит рядом в стеклянном ящике.

Впрочем, Центральный пограничный музей — не только место хранения любопытных артефактов. В первую очередь это память о подвиге и самопожертвовании.

На стенде, посвященном советско-финской войне 1939–1940 годов, — пулемет Ивана Кобзуна. Пробитый кожух герой залепил хлебным мякишем, перемотал бинтом, теперь уже потемневшим от времени, и сражался дальше. Погиб он в Великую Отечественную. 

Простреленные каски, залитые кровью документы, кирпич из Брестской крепости...

— Когда Германия в 1941 году напала на СССР, первыми на ее пути встали именно пограничники, — рассказывает начальник музея. — Немцы рассчитывали взять советские заставы за 15–30 минут. Но наши держались сутками и даже неделями.

Интересно, что пограничники не только раньше всех вступили в войну с фашистами, но и символически закончили ее. При подписании Акта о капитуляции Германии Вильгельм Кейтель почему-то не захотел взять чернильное перо. Тогда советский сержант-пограничник передал ему свою авторучку. 

За стеклом мрачно раскинул крылья семисоткилограммовый орел, снятый с рейхсканцелярии. Такой же есть в Центральном музее Вооруженных сил, но без одного крыла. Рядом «железные кресты» и футляр для них, взятый со стола Гитлера.

— Вот кубок, подтверждающий, что мы стали «чемпионами мира» по футболу еще в сороковые годы, — продолжает рассказ Николай Берсенев. — После Тегеранской конференции проводился розыгрыш Кубка шаха Ирана. Участвовали две местные команды, английский «Арсенал» и бойцы 131-го стрелкового полка погранвойск НКВД СССР. В финал вместе с нами вышли англичане, которых мы обыграли. Я уже говорил с министром спорта Виталием Мутко и еще раз хочу предложить привезти в музей российскую футбольную команду. Для поднятия боевого духа.

Экскурсия постепенно подходит к концу. Послевоенное возрождение страны, полет в космос... За стеклом — скафандр, подарок от космонавтов, которых «зеленые фуражки» считают своими братьями по духу.

Далее — уже современные события. 90-е, развал Союза и разруха в новой России. События на таджикско-афганской границе, в том числе нападение на 12-ю заставу Московского погранотряда, унесшее жизни 25 наших ребят. Николай Берсенев приехал в те места через месяц после боя.

— Мы служили там вместе с Русланом Климочкиным. Потом я перевелся. В 1999 году Руслан осматривал оставленный на крыльце термос... А тот взорвался. Моему товарищу оторвало кисть руки, он ослеп. Когда Климочкин лежал в госпитале, туда приехал Лучано Паваротти, гастролировавший по стране. Артист попросил отвести его к самому тяжелому больному. Им оказался Руслан. Паваротти пригласил его на концерт, Климочкин вежливо отказался. Тогда тенор спел ему арию прямо в палате.

Сегодня Руслан живет нормальной полноценной жизнью. Закончил юридический факультет, работает. Женился на однокласснице, ждут третьего ребенка. Герой нашего времени — Островский и Маресьев в одном лице.

Планы на юбилейный год у музея масштабные. 80 фильмов, снятые о каждом регионе через пограничную тематику. Несколько выставок. Фотоальбом, посвященный истории учреждения. А главное — рассказ о людях, не побоявшихся ранений или даже смерти за свою страну. В жизни каждого из них однажды наступил момент, когда надо было принимать решение. Ведь за тобой — Родина.