История со свастикой

Андрей САМОХИН

26.06.2019

25 июня Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект, отменяющий тотальный юридический запрет на использование нацистской символики в произведениях искусства и средствах массовой информации. Документ, внесенный Комитетом по культуре и Комитетом по безопасности и противодействию коррупции, разрешит демонстрацию фашистских символов в контексте (это непреложное условие!), однозначно осуждающем нацизм. Инициативу депутатов прокомментировал «Культуре» историк, советник ректора МПГУ Евгений СПИЦЫН.

— Разумеется, необходимо исправить эту норму закона, ведь явная глупость — ​преследовать за свастику в наших военных фильмах или за фотографию с Парада Победы 1945 года, когда советские солдаты в перчатках, чтобы не запачкать рук, кидают фашистские знамена наземь. А такие прецеденты, насколько я слышал, уже были. Это что же нам надо — ​«Семнадцать мгновений весны» запретить? Ведь там сплошные руны СС и орлы Третьего рейха!

В исторических фильмах, спектаклях необходима историческая достоверность. Правда, сегодня в нашем кино с ней напряженка. Это касается в том числе и униформы — ​советской и немецкой. На консультантах-историках предпочитают экономить. Уже притчей во языцех стали ляпы на грани провокации в уличных баннерах и плакатах ко Дню Победы в разных городах. То советским солдатам каски вермахта на голову наденут, то под видом наших летчиков дадут пилотов люфтваффе. Вот за такие вещи надо наказывать, а не за свастики в кино о войне. Для этого даже законов не нужно специальных принимать — ​отстранять просто от работы и исполнителя, и заказчика.

Совсем другое дело, когда недоумки на стенках малюют свастику или блогер какой-нибудь фашистские плакаты или награды смакует, — ​здесь должен действовать закон о пропаганде нацизма. Недавно на футбольных матчах во Львове фанаты махали флагами дивизии «СС-Галичина» и «зиговали» — ​отделались мелким штрафом. Впрочем, с нашими украинскими соседями все ясно: у них и Бандера с Шухевичем официальные герои. Но в России, увы, тоже есть молодые почитатели Гитлера и его расовой теории. Большинство даже не идеология привлекает, а эстетическая составляющая — ​красивая форма, красивые руны. И эта эстетика, к слову, до недавнего времени к нам активно из-за рубежа поступала — ​в виде игрушечных солдатиков, моделей военной техники, элементов одежды, картинок в журналах. Запад, особенно англо-саксонский мир, всегда был болен фашизмом. Такие вещи, я считаю, должны быть безусловно запрещены в массовом использовании, продаже. Частные коллекционеры — ​пожалуйста — ​без публичных выставок своей коллекции. Но никак не игрушечные наборы в «Детском мире». И уж, конечно, никакой «сувенирки» с эсэсовскими молниями, никаких, тем более, фигурок вождей гитлеровского государства. А то у нас и такие, говорят, где-то продавались…

Отходя от темы символики, я бы предложил нашим законодателям вместе с экспертами — ​историками и философами — ​серьезно подумать не над внешней, а над концептуальной составляющей пропаганды фашизма и нацизма. Ведь эту человеконенавистническую идеологию, которая делит людей на унтерменшей и уберменшей, можно пока спокойно пропагандировать и без всякой свастики.