На главном направлении

Иван РЫБИН

29.06.2016

Исследовательская группа «Укрепрайон» выпустила книгу «Оленинский рубеж», посвященную третьей оборонительной линии». Приказ о ее строительстве появился ровно 75 лет назад — ​30 июня 1941 года. И как раз к этой дате сам документ, который долгое время считался утраченным, был найден.

Группа авторов, в их числе — ​спецкор «Культуры» Нильс Иогансен, провела огромную работу по поиску, картографированию, классификации и изучению фортификационных объектов, расположенных в Тверской области. Кроме того, исследователи плотно потрудились в архивах. В книге описан лишь один участок Ржевского укрепрайона, который является частью линии, протянувшейся от берегов Селигера до Почепа. На сегодня наиболее освоены рубежи обороны именно на территории Оленинского района Тверской области — ​многие из них находятся поблизости от трассы М9.

Издание предназначено для самой широкой аудитории, интересующейся Великой Отечественной войной, и не требует каких-либо специфических знаний по истории и фортификации. Во вводной части творческий коллектив объясняет, почему и когда возникла необходимость строительства оборонительных рубежей в 200–300 км от Москвы, попутно развенчивая фактами ложь Владимира Резуна (Суворова) об агрессивных амбициях СССР в начале 40-х. Далее предлагается краткий экскурс по типам сооружений и принципам их расположения на местности, после чего рассказывается о возведении рубежей в Оленинском районе. Авторам удалось пообщаться с теми, кто непосредственно участвовал в этих работах, свидетельства очевидцев — ​бесценны.

— Противотанковые рвы, траншеи и ямы-ловушки для танков копали в том числе и подростки, все понимали, что врага нужно остановить. Трудились не покладая рук, торопились, и к середине осени рубеж был готов. Присутствовало вооружение, склады под завязку набили боеприпасами, продовольствием и прочим имуществом, все это валялось тут до начала 90-х, — ​делится житель поселка Молодой Туд Владимир Абдулгалимов, который в ИГ «Укрепрайон» отвечает за сбор воспоминаний очевидцев.

Проведена также огромная архивная работа. В книге приводятся фрагменты журналов боевых действий (ЖБД) немецких и советских частей, которые в начале октября 1941 года воевали в этой местности.

— Нужные нам ЖБД вермахта на русский никогда не переводились, найти их было нелегко, но мы справились. Да и с советскими документами оказалось ненамного проще. Однако с боевыми действиями проблем куда меньше, чем по строительству, там бумаг вообще не сыскать. Где-то во второй половине 50-х — ​начале 60-х производилось массовое изъятие всей документации по 3-й линии. Выемки делали даже в архивах ЦК ВЛКСМ — ​на стройке было много комсомольцев, — ​то есть подчистили по полной программе, — ​объясняет Анатолий Воронин, архивариус группы.

Карта укреплений, с которой, собственно, и стартовали исследования, несколько лет назад «всплыла» в рассекреченных документах Московской линии обороны, хотя к ней 3-я линия не имеет никакого отношения. Как поведали авторам работники хранилищ, это не случайно: когда бумаги изымались и уничтожались, сотрудники архивов таким вот образом старались сохранить ценную информацию. Хочется надеяться, что подобных находок будет еще немало.

И как раз на днях случилась очередная — ​так называемый «приказ УР/585132СС», само существование которого долгое время отрицалось, был наконец найден. И опять он оказался не там, где ему полагается: на стендах историко-документальной выставки «1941. В штабах Победы».

В своем труде ИГ не делает никаких выводов относительно того, почему в первых числах октября 1941-го вермахт практически беспрепятственно преодолел отлично укрепленные рубежи, даже для современных армий являющихся очень непростым препятствием. Читателям предлагается самим пройтись по линии, познакомиться с фортификационными сооружениями и оценить подвиг советских людей, что под бомбежками и обстрелами воздвигли одну из мощнейших в мировой истории оборонительных линий. Объекты, выбранные к осмотру, расположены вблизи асфальтированных или грунтовых дорог, к ним можно подъехать на обычном легковом автомобиле. По каждому дана карта расположения дотов, маршрут экскурсии, место, где можно припарковать машину. Туристам даются рекомендации по экипировке и правилам поведения в лесу.

Вышедшая книга — ​первая в серии материалов, посвященных 3-й линии. Уже собраны сведения по укреплениям Селижаровского, Осташковского и Ржевского районов, есть наработки по объектам в Брянской и Смоленской области.

— В моей родной деревне Иванова Гора, где и поныне стоят многочисленные доты, немцы уперлись в оборону и дальше не прошли. Они пытались штурмовать линию, даже гаубицы подтащили, но бетонные укрепления оказались им не по зубам. Так и простояли тут до 43-го, в деревне еще остались старики, которые помнят те бои. По сути, на нашем участке война стала позиционной. И если бы так было повсюду, Германия долго бы не выдержала, исчерпала ресурсы еще в 1942 году. То есть ход всей Великой Отечественной мог стать совершенно иным, — ​уверен замглавы Осташковского района Александр Денисов.

Более того, изучения аэрофотосъемок показали, что укрепрайоны тянутся и на север, по Валдаю до Боровичей и далее в сторону Хвойной — ​Чагоды. Имеется пока что неподтвержденная информация и о дотах южнее Почепа. Таким образом, можно говорить даже о некой «стене», которой летом — ​осенью 1941-го перекрыли практически всю европейскую часть СССР. Там, где укрепления не были покинуты, немцев удерживали до 1943 года, после чего погнали на запад. Исследования 3-й оборонительной линии продолжаются, в скором времени следует ожидать выхода новых книг.