По Шубнику ли шапка?

Нильс ИОГАНСЕН, Ивановская область

08.06.2016

Выдвинутый боярами в цари Василий Шуйский венчался на царство 11 июня 1606 года. В истории нашей страны данный государственный лидер остался как самый никудышный. Впрочем, есть и другие мнения. Какие? Спецкор «Культуры» разузнал в родовой вотчине «самодержца».

Всевластие боярской «олигархии», которая по полной программе отрывалась после опричнины Ивана Грозного, — именно с этим явлением ассоциируется конец XVI — начало XVII века. А выделялась на фоне остальных многочисленная семейка Шуйских.

Шуйские восходят к младшему брату Александра Невского. Изначально по титулу — князья суздальские, там же находится усыпальница рода, вот только с местными элитами наладить отношения никак не удавалось. Наконец, дабы успокоить недовольных Рюриковичей, остающихся без прочной удельной вотчины, в 1393-м Москва передала беспокойной фамилии городок Шую. Так владыки суздальские стали Шуйскими.

— По этимологии названия есть множество версий, три — наиболее ходовые. Первая — якобы на финно-угорском «шуя» означает «болото», их тут действительно хватает. Вторая — город лежал на левом берегу Тезы, то есть был ошую. Третья — индо-европейская: снова о некоем сухом месте, холме среди топей. Финской гипотезе как-то нет веры, третья слишком сложная, а вот простой вариант с левым расположением города — самый вероятный, — настаивает директор Шуйского историко-художественного музея им. М.В. Фрунзе Владимир Возилов.

В новой вотчине князья развернулись: отстроили кремль, общая площадь которого составляла 14 га, со рвом шириной более 20 метров и крутым валом. Кусочек рва сохранился, теперь это пруд, расположенный рядом с Покровской церковью. Напротив храма, где нынче здание больницы, располагался собственно «осадный двор» Шуйских, невдалеке — аналогичный терем с хозпостройками, но уже князей Пожарских. Эти два рода охотно соседствовали, крепко дружили и, по некоторым сведениям, находились в родстве.

Экономической основой процветания Шуйских являлись скорняжный промысел и мыловарение. Земли вокруг бедные, болотистые, зато зверья в лесах много. Занимались и овцеводством, из различных шкур местные жители шили на продажу меховые изделия. Будущий царь Василий при дворе даже имел прозвище Шубник, многие в столице завидовали его успешной предпринимательской деятельности.

Из отходов от туш варилось мыло, славившееся качеством. По водному пути Теза — Клязьма — Волга шуйские товары расходились по стране, регион богател. Как правило, непосредственно рулил кто-то из младших отпрысков династии, главы рода наезжали изредка, так — развеяться.

Я иду по земле, где некогда стоял охотничий двор Шуйских, согласно легендам, тут бывал и князь Василий. Высокий берег Сехи — это приток Тезы, впадающий в нее как раз напротив детинца. С пригорка открывается удивительный вид на окрестности, а в случае опасности можно быстро ретироваться под защиту стен. По дороге в село Мельничное (ныне это уже пригород) в глаза бросилась вывеска «Шуйское мыло». Оказывается, здесь поддерживают старинные традиции, умелец Михаил наладил производство, к нему даже привозят туристов.

Между прочим, на охотничью забаву в Шую приезжала Елизавета. Дочь Петра останавливалась у дворян Носовых. Дом, где она квартировала около двух месяцев, сохранился; симпатичный особняк — старейшее каменное строение в городе — находится в начале Советской улицы. Иными словами, история тут на каждом шагу, к ней можно прикоснуться.

Напротив, с вознесением Василия Шуйского на престол и последующим его падением все очень туманно. Политика, она и в XVI веке политика...

— О событиях того времени мы знаем крайне мало. Письменные источники впоследствии были подкорректированы или уничтожены в соответствии с пожеланиями Романовых, поэтому до правды не докопаться. После того как клан Шуйских перестал существовать, на старших князей повесили всех собак, даже убийство родственника — талантливого молодого полководца Михаила Скопина-Шуйского. А уж его-то им убивать было совершенно невыгодно, он служил их опорой. Отравление — дело рук иностранных супостатов, поляков или англичан, — полагает историк, начальник информационно-аналитического управления города Иваново Александр Семененко.

Есть две диаметрально противоположные версии того, почему именно Василия Шуйского «выкликнули» на царство. По «классической», его, как не самого умного, пожилого и довольно безынициативного, протаскивала боярская вольница, постарались и родные братья. Дескать, этого князя не боялись, навредить он никому не мог. Но имеется и второй, альтернативный взгляд.

— Во власть Василия Ивановича делегировало крупное купечество, в том числе наши местные предприниматели Мыльниковы. Чем они занимались, думаю, понятно. Нарождавшимся русским капиталистам требовалась поддержка, вот они и сделали так, чтобы на престол призвали «своего» — бизнесмена, хотя и родовитого, — озвучивает гипотезу Владимир Возилов.

Впрочем, за четыре года правления боярскому царю проявить себя не удалось. Страну лихорадило, свирепствовал экономический кризис, по дорогам бродили шайки татей и шишей, дворяне самодурствовали — процветало местничество. Пришлось и повоевать — с армией Ивана Болотникова. Тоже очень темная страница. Советские историки записали бунтовщика в крестьянские вожди, а его восстание объявили чуть ли не первым революционным выступлением на территории Руси. В действительности Болотников был «боевым холопом», то есть солдатом-контрактником, причем, возможно, происходил из дворян, землепашцы в его войске вообще отсутствовали. Более того, как свидетельствуют некоторые источники, мятежник действовал в интересах князя Андрея Телятевского — представителя еще одного древнего и влиятельного рода. Чего именно добивался тот, неизвестно.

— Боярские элиты договорились, выбрали компромиссную фигуру — это факт. Вот только у Шуйского изначально не было шансов долго продержаться у власти. Во-первых, проблемы с легитимностью — его «выкликнули», но ведь Поместный собор не созывали. Во-вторых, он являлся выборным, а не помазанником Божиим, что совсем другой коленкор. В общем, не пользовался Василий Иванович поддержкой среди людей. Впоследствии аналогичные проблемы возникли и у первого Романова. Михаила считали временным царем, ему с большим трудом удалось закрепить наследование престола за сыном, учредив возникновение новой династии, — рассуждает Александр Семененко.

Третье обстоятельство — не добавлявшие сторонников Шуйскому-царю при жизни морально-этические аспекты его личности. Он и самозванцу присягал, и королю польскому, уже будучи в плену, неоднократно пересматривал свое мнение. С другой стороны, Лжедмитрию I приносили клятву верности все русские бояре.

— В период опричнины семья Шуйских на удивление практически не пострадала, лишь в первый год казнили одного из представителей. Вдобавок Василий был единомышленником Ивана IV в деле модернизации Руси. В годы правления Грозного многие из Шуйских занимали очень высокие должности, воеводили в таких городах, как Псков, Великий Новгород, Нижний Новгород и Смоленск. То есть в важнейших торгово-экономических центрах, — напоминает Владимир Возилов.

Таким образом, возникла версия «хорошего Шуйского» — продолжателя дела Иоанна и сторонника возвращения на престол старшей ветви Рюриковичей. Правда, сюда не очень вписываются дальнейшие поступки Шубника, ведь, согласно официальной истории, именно он интриговал против «иноземного узурпатора», а в конце концов и организовал убийство «сына Грозного». 

— Мы судим боярского царя с позиций XXI века. Но тогда все крутились как могли: продавали и предавали, участвовали в заговорах, зарились на чужие поместья. Ничего особенно ужасного Василий IV совершить не успел. В Шуе так и говорят: наш царь, «шуёвый». Не в ругательном смысле, а намекая на то, что он был немного не от мира сего, — смеется Александр Семененко.

В начале XVII столетия род Шуйских полностью прекратил существование, его вотчины обрели новых владельцев. Прямых потомков некогда знатной княжеской династии не осталось, хотя побочных — сколько угодно. В 1991 году появился плакат-календарь с генеалогическим древом Пушкиных, где в числе одного из предков Александра Сергеевича значился кто-то из Шуйских. Курьезно, конечно, однако дивиться тут нечему. Практически все отечественные дворянские семьи в той или иной мере приходились родственниками основателям Киевской Руси. 

Недавно в Шуе возникла инициатива: поставить Василию IV памятник. Есть хорошее место — прямо на въезде в город, а скульптор уже придумал, как будет выглядеть композиция. Царь просто сидит на троне в шапке Мономаха, той самой, которая оказалась ему непомерно тяжела. Правда, на реализацию проекта до сих пор не удается найти финансирование, да и нет во властных структурах Шуи единодушия по поводу того, нужен ли данный монумент народу. Сторонники проекта настаивают, мол, не так много на Руси фамилий, давших стране царей. Собственно, всего четыре: Рюриковичи, Годуновы, Романовы да Шуйские. И никого ведь из песни не выкинешь.