Проголосовали ногами

Нильс ИОГАНСЕН

12.02.2016

Никита Хрущев еще продолжал вещать, а представитель КНР Чжу Дэ и лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа направили в секретариат съезда записки с протестами... Что же приобрел, а что потерял после ХХ съезда Советский Союз на мировой арене?

Китай. СССР моментально свергли с пьедестала лидера мирового левого движения, соответствующую информацию довели до всех членов КПК. В Китай срочно вылетела делегация во главе с Микояном. Мы обязались построить дополнительно к ранее оговоренной программе еще 55 предприятий. Вроде бы помогло — критика в Поднебесной поутихла. Однако это оказалось восточной хитростью. В 1960-м, когда Китай получил от нас атомные технологии, а заводы были достроены, руководство СССР объявили «ревизионистами». Китайцы потянулись к США. Никсон и Киссинджер открыто ставили на Пекин как на главный противовес Москве.

Польша. После XX съезда КПСС из польских тюрем выпустили арестованных ранее общественников. Многие реабилитированные занялись диссидентской деятельностью. В Познани ситуация вышла из-под контроля: демонстранты с оружием в руках начали захватывать учреждения. Варшава пошла на уступки. В сельском хозяйстве и малом бизнесе вернули элементы капиталистических отношений. Правительство начало активно кредитоваться на западном финансовом рынке. К концу 70-х у ПНР возник огромный госдолг: Запад использовал это, требуя восстановления «политических свобод». Именно поэтому «Солидарность» никто не разгонял, и польские профсоюзы продолжали мутить воду. 

Венгрия. Разоблачение «культа личности» стало сигналом для прозападных сил в Венгрии. Советским войскам приказали покинуть Будапешт, куда тотчас начали просачиваться незаконные формирования из соседней Австрии. В военных городках повстанцы стали убивать наших офицеров и членов их семей. Хрущев долго колебался, но все-таки принял решение о вооруженном вмешательстве. 

Албания. Тирана полностью отвернулась от Москвы, крайне перспективный для обеих сторон проект строительства советской военно-морской базы в бухте Паша-Лиман был аннулирован. «ХХ съезд вошел в историю как съезд, ставший официальным источником извращений всех важнейших принципиальных вопросов, касающихся характеристики нашей эпохи», — так оценивал события в СССР лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа. Албанцы сделали ставку на Китай и через несколько лет покинули Варшавский договор. 

Чехословакия. Чтобы как-то охладить ситуацию в странах Восточного блока, Хрущев отпустил вожжи. Москва спокойно взирала на то, как к власти в Чехословакии пришли «молодые реформаторы» во главе с Александром Дубчеком. Череда шагов прозападного правительства в итоге привела к восстанию 1968 года, именуемому «пражской весной». Вооруженные силы СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии подавили мятеж, но наши отношения с чехами и словаками были навсегда подорваны. 

Румыния. Опора на собственные силы — такой курс, начиная с 1956-го, взяла Румынская рабочая партия. Контакты с Москвой стали по большей части формальными. Бухарест дистанцировался от многих инициатив СССР, отказался участвовать в подавлении чехословацкого восстания. Более того, власти страны реально опасались вторжения Советской армии, даже начали укреплять границы. 

Франция. В начале 50-х французские коммунисты были на подъеме. Морис Торез не скрывал, что его организация не прочь порулить государством. В Национальном собрании более четверти депутатов были «красными», оставалось поднажать… Все закончилось в одночасье. После ХХ съезда от самой организованной политической силы Франции осталась горстка мечтателей. Ранимые французские души не выдержали «разоблачений» Хрущева, партию покинули несколько десятков тысяч членов.

Италия. Еще лучше складывалась политическая борьба у Пальмиро Тольятти. Итальянские коммунисты контролировали более половины страны, прежде всего промышленно развитый север, их люди сидели в муниципалитетах и прочих госструктурах. Апеннины «краснели» на глазах, американцы уже строили планы по свержению будущего коммунистического правительства. Но интервенции не потребовалось. ХХ съезд КПСС привел к расколу в КПИ: партия лишилась основной части членов и избирателей.