Юбилей машины боевой

Нильс ИОГАНСЕН

02.09.2015

31 августа исполнилось 95 лет отечественному танкостроению — в этот день в 1920 году была выпущена первая серийная советская гусеничная бронемашина МС-1. А уже к концу 30-х мы были впереди планеты всей в этом важнейшем военно-техническом сегменте.


Главное — маневры

Первенец нашего танкостроения — разработка не отечественная, конструкцию создали на базе Renault FT-17. Французская техника слыла передовой. Инженеры компании создали компактный, маневренный и достаточно юркий танчик, который вполне шустро передвигался по пересеченной местности. Броня противопульная, вооружение — пулемет и легкая пушка, собственно, тогда это было стандартом.

Советские конструкторы сохранили импортную компоновку, хотя и многое переделали. Танк получил название КС, по имени завода, где производился, — «Красное Сормово». Позже его модернизированную версию запустили под названием МС-1, то есть «малый сопровождения» (пехоты), второе наименование — Т-18. Всего построили около тысячи машин, причем некоторые дотянули до Великой Победы.

«Renault FT-17 — настоящая эпоха, первая машина с компоновкой, ставшей классической. Он и его «клоны» сражались более 40 лет, в том числе после окончания Второй мировой, например в Корейской войне. Поэтому выбор советского руководства был самый правильный», — говорит историк Юрий Пашолок.

Отечественная конструкторская школа в 20-х еще формировалась, поэтому следующие машины также оказались «чужими». У англичан купили лицензию на Vickers Mk E, на его базе создали линейку Т-26. У американцев приобрели шасси конструкции Джона Кристи, легшее в основу танков серии БТ, а впоследствии — и легендарного Т-34.

Однако никакого слепого копирования, о котором любят судачить антисоветчики, не было. На базе импортных прототипов создавались собственные разработки, порой куда более совершенные. Получившиеся машины, в особенности 26-е и БТ-7А последних предвоенных модификаций, были просто чудом. Немецкие «жестянки» Pz-I и Pz-II, которые почему-то принято восхвалять, с ними даже сравнивать грешно.

Конструкторы учились, экспериментировали, зачастую сильно опережая западных коллег. Так, прототип «тридцатьчетверки» — разработка на базе БТ с рациональными углами наклона броневых листов, — появилась еще в середине 30-х. Но время для подобных инноваций выдалось неудачное...

Динозавры Михаила Тухачевского

В 1926 году англичане построили Vickers A1E1 Independent — тяжелый танк титанических размеров с пятью башнями. Проект объявили гостайной,  попутно раззвонив про него на весь свет для острастки потенциальных противников. Сам гигант, изготовленный в единственном экземпляре, поставили в музей, где он до сих пор и обитает. Ибо машина получилась совершенно бесполезной.

А вот Михаилу Тухачевскому она приглянулась. Британская «деза», правда, с тремя башнями, под названием Т-28 пошла в серию. Наклепали полтысячи этих «горынычей» — дорогих, сложных в эксплуатации, плохо вооруженных и ненадежных.

Апофеозом вредительства был пятибашенный монстр Т-35. Длина — 10 метров, ширина и высота — по 3,5 метра, бортовая броня — всего 15–20 мм. Мечта артиллериста: по такому не промахнешься. Этих гигантов было выпущено всего 63 штуки, однако каждый обошелся стране более чем в полмиллиона рублей. Судьбы всех машин известны: только одна была потеряна в бою, остальные просто сломались.

«Т-35 имел большое число недостатков, в основном касающихся двигателя и трансмиссии, их так и не смогли устранить. Самое слабое место — бортовые передачи, они постоянно ломались. Да и мотор вечно перегревался по причине несовершенства системы охлаждения», — объясняет историк БТТ Максим Коломиец.

Тухачевский и его соратники не собирались останавливаться на достигнутом, конструкторам дали задание разработать настоящий сухопутный дредноут с морскими орудиями. Проект Т-39 довели до стадии опытных образцов уже после расстрела маршала. Правда, инженерам пришлось «урезать осетра» в плане габаритов и отказаться от корабельной артиллерии. А потом и от третьей башни — есть легенда, что, оценивая чертеж, ее обматерил сам Сталин.

Т-100 и СМК (Сергей Миронович Киров) были испытаны в боевых условиях в ходе советско-финской войны, оба тяжеловеса вчистую проиграли конкуренцию компактному однобашенному КВ-1. Больше многоголовых уродов на кульманах никогда не появлялось.

Суррогат тяжелого времени

Конец 30-х можно назвать временем первого расцвета советского танкостроения. Избавившись от опеки вредителей, инженеры начали творить настоящие чудеса. На вооружение РККА уже в 1940 году стали поступать Т-34 и КВ — ничего подобного в мире не было. Даже из Т-28 придумали, как сделать грозную машину, не пропадать же добру. Правда, модернизировать не успели — началась война.

«Танковый погром» первого военного лета никак не связан с техническими проблемами — в немецких танковых засадах одинаково сгорали и «устаревшие» БТ, и новейшие «тридцатьчетверки». «Причины трагедии нужно тщательнейшим образом анализировать. На 22 июня в западных военных округах насчитывалось около полутора тысяч средних Т-34, плюс тяжелые КВ-1 и КВ-2. Они по всем параметрам превосходили машины противника, более того, тяжелых танков у немцев не было совсем», — отмечает Максим Коломиец.

К осени у Советского Союза почти не осталось бронетанковых соединений. Но наши конструкторы сумели совершить очередной подвиг.

Т-70 — два человека экипажа, 45-мм орудие, два автомобильных двигателя, незамысловатый сварной корпус, башня тоже из плоских листов брони. Просто, недорого, эффективно. До второй половины 1943-го эта машина оставалась самым распространенным танком РККА, а самоходка на его базе — знаменитая СУ-76М, — стала еще более массовым и убойным оружием.

«На момент создания Т-70 полностью отвечал требованиям армии. А сконструирован он был — не стоит это забывать — в самое тяжелое для страны время. Именно он и решил исход обороны, переломил ход войны в нашу пользу. Жаль, что 70-х так мало стоит на постаментах», — сетует Юрий Пашолок.

Однако, разрабатывая «суррогаты военного времени», наши конструкторы не забывали о будущем. Поэтому «холодную войну» мы встретили во всеоружии. А в конце 40-х — начале 50-х отечественное танкостроение совершило второй качественный рывок.

Непревзойденный

Может ли танк быть красивым? Безусловно. ИС-8 — грозная, но удивительно элегантная техника. Работы над перспективным тяжелым танком продолжались восемь лет. Наконец, к 1952-му «объект 730», сочетавший в себе весь опыт Великой Отечественной, был готов. Через год его приняли на вооружение и тут же, в связи со смертью Сталина, переименовали в Т-10.

Достаточно компактная, отлично бронированная машина с мощным вооружением, способная выжить чуть ли не в эпицентре атомного взрыва — аналогов ей до сих пор нет. 50-тонный ИС-8 — лебединая песня советского тяжелого танкостроения. «Восьмой «Иосиф Сталин», как и любой тяжелый собрат, был дороже среднего, хотя машина получилась отличная. В итоге было решено сделать основной танк Советской Армии подешевле», — объясняет Коломиец.

У Т-10 не появилось прямых потомков, хотя сила боевых машин росла. «Уже Т-64 имел 125-мм орудие против 122-мм у ИС-8, сравнимую защиту при меньшей массе, быстрее передвигался. 45–46 тонн — столько весят наши современные основные танки. А вот американский M1 Abrams тянет на 63 тонны. По старой классификации он, бесспорно, тяжелый», — объясняет замдиректора по научной работе Музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34», полковник запаса Игорь Желтов.

По прихоти Хрущева в конце 50-х стали разрабатывать проекты ракетных танков и прочих фантастических машин, напоминающих эксперименты Тухачевского. С началом брежневской эпохи начался «ренессанс», лучший результат которого — Т-72. Наследник Т-55 и Т-62 стал подлинным шедевром, американская разведка безуспешно пыталась заполучить его свыше полутора десятилетий. Другие оказались более расторопными...

«Израильтяне очень гордятся «Меркавой», а ведь это наша разработка, от которой просто отказались. Когда «железный занавес» приоткрыли, некоторые вывезли на землю предков часть оборонных секретов: так в 1979 году Израиль и создал «свой» танк», — рассказывает Игорь Желтов.

За два десятилетия постсоветского безвременья опытные конструкторы состарились, новое поколение только формируется. Задел времен СССР исчерпан. Проект «Черный орел» — «тюнинг» не самого удачного Т-80, — свернули. Российский основной боевой танк Т-90 — модернизированный на исходе перестройки Т-72. Больше ничего нет. 

Но сегодня отечественное танкостроение явно находится накануне нового качественного рывка. «Армата» — революционный проект, за которым будущее. Вот только по поводу Т-14, который, к сожалению, так неудачно выступил на репетиции майского Парада Победы, даже оптимисты пока высказываются осторожно. Танк перспективный и интересный, но над ним еще предстоит поработать.