14.06.2013
Сегодня жителям столицы предлагают научиться летать на вертолетах, самолетах, гидросамолетах, паралетах, парамоторах, парапланах, дельтапланах, аэрошютах, автожирах, планерах, воздушных шарах, дирижаблях... Однако среди самых популярных небесных развлечений упорно держатся прыжки с парашютом.
Максимум, что вам предложат в Москве — полет в аэротрубе, на худой конец — курсы левитации или контролируемых сновидений. Небо над столицей закрыто, Тушинский аэродром парашютистов уже лет восемь не принимает. Ведь промахнуться мимо поля в Москве смертельно опасно — кругом провода. Зато унесенным ветром с городского аэродрома случалось добираться к месту старта на метро — это вам не пешком по полю тащить двадцать килограммов снаряжения. Как говорят сами парашютисты, «три минуты ты орел, остальное время — лошадь».
Если сердце все-таки рвется в небо, начать подготовку, так и быть, в столице можно — прослушать теоретическую часть в одном из авиаклубов. А чтобы оказаться действительно на высоте, езжайте за город. Ближайший аэродром находится в 60 километрах от МКАД. Я же отправилась подальше, в подмосковное Ватулино — проверить, как обстоят дела на местах.
О том, что мы на верном пути, возвестил шум двигателей. Ближе к аэродрому можно ориентироваться не по навигатору, а по небу: «Кажется, только взлетел, значит, нам туда», — рассуждает мой приятель за рулем. И действительно, вскоре оказываемся на месте: среди влажной зелени белеют ангары, под тентом работают укладчики «спасительного шелка», а между складами вырос небольшой палаточный лагерь — многие приезжают сюда на выходные. Вот только спортсменов не видно. Из громкоговорителя доносится: «Команда — дождь!» Как уверяют профессионалы, дождь для парашютиста не опасен — все равно под «зонтиком» лететь. Другое дело — кучевые облака. И как назло на небе что-то скучилось, нахмурилось и капризно захныкало — самое время пообщаться со знатоками.
Нас встречает молодой человек с космическим именем. Юра помог встать на крыло шести тысячам учеников. А на свой первый прыжок скопил, экономя на обедах.
— В восемь лет знал, что буду парашютистом. Меня тогда папа водил на тушинские воздушные парады. До сих пор вызывает восхищение все, что летает.
— И что же, в восемь лет прыгнул?!
— Позже. Но восьмилетних детей сейчас сам «катаю». С этого возраста юридически разрешено прыгать в тандеме. Младше нежелательно — с ушками проблемы бывают. А к самостоятельному прыжку готовим четырнадцатилетних, с разрешения родителей, конечно, — улыбается Юра.
В его аэроклубе около ста человек — тех, что в любую погоду, на праздники, выходные и в отпуск приезжают сюда. На земле они — врачи, коммерсанты, преподаватели, а в небе все равны. Недаром в местном сувенирном магазине продают майки с предупреждающей надписью: «Прыжки с парашютом — как наркотик». И несмотря на то, что спорт этот не из дешевых, интерес к нему неуклонно растет.
— Приезжает в основном молодежь, и по большей части девушки. Девчачий спорт! — вздыхает Юра.
Может быть, эти выходные стали исключением, но мне на аэродроме чаще попадались парни. Кстати, ровно сто лет назад впервые в истории прыжок совершил парашютист в юбке — выше колена и с оборочками, судя по фотографии. Экстремальный спорт для женщин открыла американка Джорджия Томпсон, легкая девушка с тяжелой судьбой.
В Советском Союзе прыгать с парашютом можно было бесплатно, но обязательная подготовка составляла 40 часов. Сегодня цена вопроса колеблется в районе двух тысяч рублей за одиночный прыжок с десантным куполом. И около пяти-шести — стоит полет с системой типа «крыло» в тандеме — когда тебя пристегивают к инструктору, как кенгуренка. Шагнуть в небо можно уже после трех-четырех часов инструктажа — это не только лекция, но и занятия на тренажерах.
Напротив поля приземления — горка с песочницей, впрочем, юные спортсмены, кажется, больше любят играть на тренировочных матах. Неподалеку — будто бы еще одна детская площадка: с низенькими лавочками, выкрашенная в ярко-красную полоску. Вот только ее оккупировали карапузы побольше — в комбинезонах, с рюкзаками и забавными брюшками, набитыми запасными парашютами. Играют с упоением: вот один выпрыгивает из маленькой двери и, запрокинув голову в небо, начинает считать. Это учебная площадка, имитирующая самолет Ан-2. Рядом студентов тренируют приземляться — они тянут воображаемые стропы и энергично прыгают на пятках. «Набиваем синяк планете Земля!» — живо командует инструктор.
На перекур с аэродрома выходит группа перворазников:
— А что за медицинский осмотр? — спрашивает друзей девушка.
— Гинекологический! — в голос гогочут парни.
Конечно, доктор на аэродроме осматривает тщательно, но не настолько. Повод не допустить к прыжку — болезни сердца, гипертония и даже банальный насморк. Не берут в парашютисты дюймовочек, не дотягивающих до 45 килограммов, и здоровяков под 120. Откажут и принявшему на грудь для храбрости. А желающих прыгнуть после перенесенной операции или перелома, наверное, и так немного найдется.
Наконец, построение. Отвлекаю молодого человека в конце шеренги:
— Первый раз?
— Ага.
— Боишься?
— Вроде нет, — храбрится парень.
«Страшно прыгать с парашютом — прыгайте без», — ободряют инструкторы. Как ни странно, паникеров здесь встретишь редко, а отказники — случай и вовсе исключительный. Ведь на аэродром люди приезжают сознательно, с мечтой и азартом. На взлетную полосу отправляются внешне спокойные — возвращаются такими же. Где ожидаемые мной крики ужаса и радости, целующие землю счастливо «спасшиеся»? Видимо, то, что происходит там, в воздухе, не передать ни словами, ни победным танцем.
Как говорят тандемные инструкторы, в полете человек показывает истинного себя.
— Чтобы хорошо прыгнуть — нужно иметь доброе сердце. А бывает, приезжает дядька с осознанием, что он начальник отдела, серьезный и взрослый. И открыться небу не может, — сетует Юра.
Наверное, там, наедине с облаками, становишься ближе к Богу. Летать — дело ангельское.