Елена Образцова. Меццо-сопрано

Денис БОЧАРОВ

15.07.2016

Elena Obraztsova, mezzo-soprano

Berlioz, Wagner, Brahms
Мелодия

Купить диск

Любителям музыки Елена Образцова знакома в первую очередь как выдающаяся оперная певица. Вместе с тем она много времени уделяла и камерному искусству, предлагая вниманию слушателей вокальные циклы де Фальи, Гранадоса, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Шумана, Малера, Равеля. 

В 1980-м Елена Васильевна впервые обратилась к исполнению камерных сочинений Рихарда Вагнера и Иоганнеса Брамса, тогда же начала работу над вокальным циклом «Летние ночи» Гектора Берлиоза. Напомним, чтобы создать их, французский композитор открыл сборник Теофиля Готье «Комедия смерти» и переложил на музыку шесть стихотворений: «Вилланелла» (Пастушеская песня), «Призрак розы», «На лагунах», «Разлука», «На кладбище» (Лунный свет), «Неведомый остров». Что же касается общего названия, то оно дано Берлиозом в знак поклонения Шекспиру. Первый вариант «Летних ночей» был закончен в 1834 году, в 1841-м автор их переработал, а еще пятнадцать лет спустя написал окончательную оркестровую редакцию. Именно в этом виде цикл завоевал широкую известность. 

На диске представлено дебютное исполнение Еленой Образцовой «Летних ночей» в рамках концерта, который состоялся в Большом зале Московской консерватории в декабре 1983-го с участием симфонического оркестра Большого театра под управлением народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Альгиса Жюрайтиса.

Годом раньше, в декабре 1982-го, на фирме «Мелодия» Образцова записала два других шедевра немецкой камерной лирики: вокальный цикл Рихарда Вагнера «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» и «Рапсодии для альта, мужского хора и оркестра» Иоганнеса Брамса, — в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии; в роли дирижера выступил все тот же Жюрайтис. Свое художественное видение этих вещей Елена Васильевна охарактеризовала следующим образом: «Для меня вокальные циклы Вагнера и Брамса объединяют, прежде всего, высокий романтический пафос, яркая экспрессия, вдохновенная поэтичность. На мой взгляд, оба сочинения чрезвычайно типичны для творчества Вагнера и Брамса. Здесь заключена, если можно так сказать, квинтэссенция их вокальных стилей. Песни на слова Везендонк иногда называют этюдами к «Тристану и Изольде», поскольку в них есть тематические переклички с эпизодами оперы: любовным дуэтом героев, вступлением к третьему действию... Я очень люблю «Тристана», и атмосфера этих песен истинно «тристановская», полная экстатической страстности, элегической скорби, возвышенной просветленности». 

Этот и другие диски вы можете приобрести на сайте фирмы «Мелодия»