Гергиев шагает по стране

Светлана НАБОРЩИКОВА

12.03.2015

Четырнадцатый Московский Пасхальный фестиваль, который пройдет с 12 апреля по 9 мая 2015 года при поддержке правительства Москвы, Минкультуры, Минобороны и по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, станет самым крупным в истории этого форума.

«Количество музыкальных событий и географический охват обещают быть беспрецедентными», — сказал худрук фестиваля народный артист России Валерий Гергиев, представляя событие в столичной мэрии.

В центре внимания организаторов две даты: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Его произведениями в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра и пианиста Дениса Мацуева откроется фестиваль. Выступление состоится в Большом зале Московской консерватории, куда артисты прибудут из Владимира, где днем успеют дать еще один концерт. 

В следующие фестивальные вечера к ним присоединятся солисты Мариинской оперы Ольга Бородина и Михаил Петренко, победители Международного конкурса имени Чайковского разных лет — пианисты Барри Дуглас и Борис Березовский, вокалисты Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков («Я хочу видеть артистов, которые вошли в историю этого соревнования», — говорит Гергиев), а также молодые музыканты, которым нынешним летом, возможно, предстоит блистать на XV конкурсе. География юбилейных торжеств включает Воткинск, где композитор родился, Клин (там расположен его дом-музей), Ижевск, Москву и Санкт-Петербург.

70-летие Победы Гергиев с оркестром отпразднует в Москве и Волгограде, Белгороде и Курске, Воронеже, Оренбурге, Екатеринбурге, Тюмени, Перми и Самаре. Во главе афиши — «военные» симфонии Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Самара (в военные годы — Куйбышев), по мнению маэстро, занимает в списке городов особое место и заслуживает «большого концерта с хорошей трансляцией». Именно там Шостакович, эвакуированный из Ленинграда, окончил Седьмую «Ленинградскую» симфонию. Там же она впервые прозвучала.

В расписании симфонической программы — Рыбинск, Ярославль, Нижний Новгород, Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Магнитогорск, Пенза, Казань, Ульяновск и столицу Казахстана — Астану. «География расширяется, — радуется Гергиев. — В Барнауле, я, например, еще ни разу не был».

Тем не менее фестиваль называется «Московский», а это значит, что столица несет основные расходы по его проведению (в этом году местными властями выделено 45 миллионов рублей) и утверждает традиционно плотный график концертов. Ожидаются в том числе концертное исполнение оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса с участием Ольги Бородиной, благотворительные концерты для военнослужащих, большое выступление гергиевского оркестра для студентов и преподавателей МГУ.

Гергиев также впервые опробует зал Филармонии-2, что в Олимпийской деревне, и завершит фестиваль 9 Мая общедоступным концертом на Поклонной горе. Непременный участник выступлений на Поклонной Денис Мацуев верит, что его игра и на сей раз вдохновит слушателей: «Помню, я играл попурри на темы военных песен, и один ветеран пригласил на танец молоденькую девушку — было до слез трогательно».

В хоровой программе на этот раз как никогда много региональных коллективов — и взрослых, и детских. Похоже, сказывается деятельность маэстро на посту председателя Российского хорового общества. В большинстве регионов с Симфоническим оркестром Мариинского театра выступят местные хоровые коллективы. Кульминацией обещает стать концерт в Ульяновске с участием детского хора Ульяновской области — ровно тысяча детей. «Детский голос — голос надежды. В каждом регионе можно и нужно создать тысячеголосный детский хор», — считает Гергиев.

Во время Четырнадцатого фестиваля, кажется, споет и вся взрослая Россия — от побережья Черного моря — Новороссийска до крайнего северо-востока — центра Чукотского автономного округа Анадыри. Свои хоры в том числе представят Архангельск, Дмитров, Можайск, Козельск, Тобольск, Салехард, Зарайск, Кириллов, Мытищи, Королев, Калуга, Александров, Муром, Истра, Вологда, Ростов Великий.

Кроме того, приедут гости — хор имени Святого Александра (Греция), Ереванский камерный хор, Дивна Любоевич и хор «Мелоди» (Сербия), Шведский мужской хор «Зеро Эйт», ансамбль «Юлангело» (Болгария) и другие. Открытие программы пройдет в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Закрытие — в Концертном зале им. Чайковского. Маэстро считает такой объем оптимальным: «Мы 13 лет тренировались, и вот, на Четырнадцатом фестивале видим результат». 

География камерного раздела — от поселка на берегу Кольского залива Баренцева моря до Якутска. «Наш фестиваль — это движение по бескрайним просторам России», — еще раз подчеркнул худрук. Концерты, мастер-классы и открытые репетиции запланированы в Зеленограде, Липецке, Йошкар-Оле, Костроме, Абакане, Красноярске и Мурманске. Как и прежде, вдохновительницей этой «линии» выступает худрук Академии молодых певцов при Мариинском театре Лариса Гергиева. Под ее началом солисты Ольга Пудова, Ирина Шишкова, Илья Селиванов и Григорий Чернецов подготовили специальные программы — «Песни, опаленные войной» и «Чайковский. Оперные шедевры, романсы». Еще один молодежный коллектив — «Ансамбль 2012» — выступит в Малом зале Московской консерватории и в Клину.

Звонильная программа впервые выйдет за границы Московского региона и Санкт-Петербурга. Звоны в исполнении лучших отечественных мастеров услышат в Ростове Великом и на Соловецких островах, в Великом Новгороде и Ржеве. В программе задействованы колокольни и звонницы храма Святого Равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, Иоанно-Предтеченского женского монастыря, Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, Богоявленского кафедрального собора, храма Успения Богородицы в Гончарах, Саввино-Сторожевского монастыря, собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Троице-Сергиевой Лавры, «Новгородского государственного объединенного музея-заповедника» и многих других памятников отечественного зодчества. 


Справка «КУЛЬТУРЫ»

Первый Пасхальный фестиваль состоялся в 2002 году при поддержке правительства Москвы и по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 2003-м при поддержке президента Владимира Путина фестиваль стал всероссийским и занял достойное место среди традиционных европейских пасхальных форумов, в числе которых ежегодные смотры в Зальцбурге, Вене, Берлине, Люцерне, Лондоне.

С первых дней существования Московского Пасхального фестиваля были определены его социальные приоритеты — благотворительность, образование и просветительство, а также структура (симфоническая, камерная, хоровая программы и звонильная неделя) и объем — порядка полутора сотен событий за две-три весенние недели.

За годы существования фестиваля в нем участвовали несколько тысяч исполнителей со всего мира. Афишу украшали имена таких мастеров вокального искусства, как Анна Нетребко, Ольга Бородина, Натали Дессей, Владимир Галузин, Брин Терфель, Ферруччо Фурланетто, Ильдар Абдразаков. Здесь выступали скрипачи Вадим Репин, Виктория Муллова, Николай Цнайдер, Леонидас Кавакос, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Миша Майский, Мари-Элизабет Хэккер, Сергей Ролдугин, пианисты Денис Мацуев, Михаил Плетнев, Ланг Ланг, Владимир Фельцман, Александр Торадзе, Ефим Бронфман и многие другие.