Зимний, рок-н-ролльный, твой

Светлана НАБОРЩИКОВА, Сочи

26.02.2015

Завершившийся в Сочи VIII Международный зимний фестиваль искусств дал понять: будущее фестивального движения — за синтетическими форумами. Академическая и народная музыка, джаз, рок, арт, драма, опера, балет — каждый из этих жанров нашел в олимпийской столице своего зрителя. 

Для тех, кто не попал на все мероприятия, организаторы предусмотрели компенсацию — несколько тематических выставок. Фойе Зимнего театра пестрило изображениями легендарных персонажей, так или иначе причастных к фестивальным событиям. 

С огромных постеров томно смотрела Вера Холодная и улыбался Дуглас Фэрбенкс — герои цикла «Киноклассика с живой музыкой». Конкурсу имени Чайковского посвятили фотовыставку и концерт закрытия с участием победителей разных лет во главе с уроженкой здешних мест Хиблой Герзмавой. Балетный гений Вацлав Нижинский, помимо гала-концерта, удостоился изображений в натуральную величину. Его герои соседствовали с фотопанорамой ТАСС, охватившей бытие русской культуры от 1904-го («Урок музыки в сельской школе») до 2014 года («Спектакль в Большом театре»).

Успехом пользовался арт-объект «Арфа» с наколотыми на струны копиями черновиков Альфреда Шнитке и стенды с фотографиями Святослава Рихтера. «Они оба в моем сердце, как я могу их разделить?» — ответил вопросом на вопрос худрук фестиваля Юрий Башмет, решивший отметить юбилеи музыкантов конкурсом молодых композиторов — первым в истории сочинских форумов. 

Всего на конкурс было представлено 30 камерных произведений, пять дошли до финала. Победил студент Московской консерватории Андрей Бесогонов с композицией «Жертва Молоху». Струнные под его руководством шуршали, жужжали, свистели, звенели и лишь изредка, как предписывает традиция, пели. Другие участники обратились к более приятному слуху мелодическому началу, но жюри, видимо, предпочло отметить разнообразие приемов звукоизвлечения. 

Башмет оценил уровень конкурса как «профессиональный», заметив, что было «интересно и нескучно». Но, продолжил маэстро, «будущих Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной не наблюдается». На это председатель жюри Александр Чайковский заметил: «Результат придет не сразу». Пока же, не покидая фестиваль, молодым можно поучиться. Что они и сделали: на следующий день мэтры — Башмет с альтом, Чайковский за роялем, Александр Сладковский за дирижерским пультом оркестра «Новая Россия»— дали урок мастерства. 

Элегантные «Этюды в простых тонах» Чайковский когда-то посвятил Башмету — тот сосредоточенно отыграл вступительный экзерсис и с видимым воодушевлением перешел к джазовой части. Прозвучавший затем грандиозный «Стикс» с задушевными альтовыми соло — тоже посвящение народному артисту, на этот раз от патриарха грузинской музыки Гии Канчели. Если учесть, что и стартовое сочинение, Концерт-поэма для альта с оркестром Романа Леденева, написано для учителя Башмета Федора Дружинина, то название бенефиса — «Мой XX век» — не выглядит амбициозным.

Зато не лишен здоровых амбиций другой проект — «Фантастическая Кармен», авторы которого совместили драму, пение и танец. Чтобы свести воедино новеллу Мериме, оперу Бизе и балет Щедрина, драматург Михаил Палатник и режиссер Павел Сафонов придумали историю о режиссере (Михаил Трухин), влюбленном в актрису. Девушку нашли мертвой, а режиссера — невменяемым. Врач-психиатр (Евгений Стычкин) ведет собственное расследование, пытаясь восстановить ход событий и вернуть пациенту память. Воображение тем временем играет с ними странную штуку. Мегасюжет — убийство из ревности — распадается на на мини-сюжеты: параллельно Мериме звучат фрагменты из «Воццека», «Идиота», «Гамлета», а на сцене — вместе, врозь, с партнерами — появляются разнообразные Карменситы. Одна выходит с оперной хабанерой (Нэнси Фабиола Эррера), другая — с балетным соло (Екатерина Шипулина), третья — с драматическим монологом (Ольга Ломоносова). Кто победил в этом соревновании, сразу не скажешь (певице, возможно, аплодировали больше), да и не в первенстве дело: как справедливо заметил стоявший за пультом Башмет, «притягивают все».

Похожие чувства вызвал самый аншлаговый и, пожалуй, наиболее драйвовый концерт — «И классика, и рок», где «Ночные снайперы» Дианы Арбениной выступили с «Новой Россией». Башмет в качестве солиста был привычно невозмутим и ироничен — шансонный уклон вечера отметил пародийным романсом из «Мавры» Стравинского. Арбенина же, назвавшая партнера «рок-н-ролльным человеком», призналась, что за двадцать лет выступлений ни разу так не волновалась. На качестве, однако, волнения не отразились. Она давно мечтала исполнить с оркестром «Бонни и Клайда» и сделала это. Хотела спеть под аккомпанемент Башмета — и получилось. Планировала обнародовать планы — и тут без проколов: «Московский военный вальс» (Арбенина — вокал и фортепиано, Башмет — альт) завершился вольным отступлением: «Пора писать песню, новую песню для «Новой России»... 

Будет ли продолжено содружество классики и рока, вопрос открытый. По словам Дмитрия Гринченко, главы проведшего фестиваль «Русского концертного агентства», такие концерты хороши для публики, но трудны для организаторов — одно только количество аппаратуры на сцене способно вызвать головную боль. Но если есть спрос — должно быть предложение.

На башметовский фестиваль спрос имеется, хотя, например, билеты в Зимний театр, стоившие ныне от 500 до 5 000 рублей, смог позволить себе далеко не каждый завсегдатай. Некоторые признавались, что в прошлые годы ходили почти на каждый концерт, а сегодня вынуждены выбирать один-два, не больше. Гринченко в свою очередь считает, что билеты в ценовой категории от 300 до 1000 рублей были бы самым нормальным вариантом, но «должны найтись те, кто за это заплатит». Сейчас фестиваль финансирует Министерство культуры, вносят свою лепту администрации Сочи и Краснодарского края. Есть и влиятельные спонсоры, но их усилий — с учетом сегодняшней экономической ситуации — недостаточно. Фестиваль стал намного дороже, и по этой причине отменился ряд концертов, не смог приехать юношеский симфонический оркестр, остался вне программы детский проект Константина Хабенского. «Фестиваль в Сочи — всегда вызов для меня», — говорит Гринченко. И этот вызов в ближайшие годы будет жестким.