На стороне России

Елена ФЕДОРЕНКО

28.08.2014

На Лазурном Берегу триумфально завершился 17-й Фестиваль российского искусства.

Неизменным главным организатором феста — Дирекцией международных программ — была задана основная тема: 100-летие начала Первой мировой войны. В день открытия фестиваля представители Дирекции международных программ, МИДа России, Российского фонда культуры, мэрии Канна и Дворца фестивалей и конгрессов, участники и почетные гости возложили цветы на могилы русских солдат и офицеров, упокоенных на знаменитом мемориальном кладбище Гран-Жас. Настоятель Никольского собора в Ницце архимандрит Александр отслужил литию по воинам, положившим жизни за Веру и Отечество. Исключительное внимание публики привлекла выставка «Россия в Первой мировой войне: героизм, самопожертвование, милосердие» из собрания Государственного центрального музея современной истории России и частных коллекций. Среди уникальных экспонатов — раритеты военных лет: портреты знаменитых генералов, полковые знамена, оружие, плакаты, походные формы гвардейской пехоты. На экранах давали военную хронику, из динамиков звучали солдатские песни и строевые марши. Депутат Национального собрания и большой друг Фестиваля российского искусства Бернар Брошан, который совсем недавно покинул пост мэра Канна, отметил: «Наши народы братья навеки, я был и буду на стороне России и готов всегда поддерживать русских». Бурной одобрительной реакцией публика поддержала его взгляды.

Свою любовь французские зрители отдали Театру танца «Гжель», в чьей программе «Россия вечная» ожили хореографические образы народных ремесел и промыслов: контрасты жостовских подносов, золото хохломской росписи, сияние палеха, яркие краски дымковской игрушки. Ретроспективой лучших российских фильмов, представленных специальными гостями Кареном Шахназаровым и Станиславом Говорухиным, в Канне отметили 90-летие «Мосфильма».

Билеты на фестиваль были раскуплены заранее, так что в залах не осталось ни одного свободного места. Мир современной России, гордящейся своим легендарным прошлым, ожил на спектакле-ужине «Русская ночь». Аудитория восторженно приветствовала премьерный спектакль Хакасского театра кукол «Сказка», меломанов покорила новая поросль Академии молодых певцов Мариинского театра, стоячей овацией наградили зрители юных представителей Петербурга — воспитанников Академии Русского балета имени Вагановой. Генеральный продюсер фестиваля Татьяна Шумова не скрывала своих эмоций: «Немного грустно, что наш вояж подошел к концу, впереди — расставание с французской командой, с которой мы нашли редкое взаимопонимание, стали одной семьей. Не может не радовать, что даже в непростой политической ситуации не только мы, но и все артисты почувствовали любовь и внимание французской публики».

О подробностях многожанровой «русской недели» в Канне, которая становится центром притяжения всех, кому дороги Россия и ее искусство, читайте в следующем номере «Культуры».