Святой Георгий, благослови

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.06.2013





Завершается Московский международный кинофестиваль. 29 июня мы узнаем имена победителей конкурсных программ. Так чем же запомнится 35-й праздник кино?

Столичный смотр оказался щедрым на подарки и сюрпризы. Представленные в Основном конкурсе отечественные картины собирали полные залы и смотрелись достойными претендентами на «Святых Георгиев» в любой из номинаций. Ярко блеснули артисты — Шевченков в «Иуде» Богатырева, Суханов в «Роли» Лопушанского. Конкурирующих с ними зарубежных звезд на воображаемом подиуме в настоящий момент не просматривается.

С режиссерской номинацией дела обстоят не столь очевидно. Саркастичный «Маттерхорн» Дидерика Эббинге, ностальгический «Мамарош» Момчило Мрдаковича, жесткий «Беспредел» Арчила Кавтарадзе, суровый «Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского и кровавые «Ливанские эмоции» Чон Енхена — вполне состоявшиеся картины.

Документальный конкурс оказался не слабее игрового, по крайней мере, эмоционально. Британская история адаптации русских сирот Сары Маккарти «Темная материя любви» и рассказ о наших зэках — «Приговоренные» Ника Рида — не оставили равнодушных. Небольшой конкурс короткого метра — всего семь картин — собрал полный, второй по величине, зал мультиплекса «Октябрь». Неожиданный ажиотаж разделил с публикой судья полнометражной программы Сергей Гармаш.

Интерес к внеконкурсным показам разбил публику на две категории. Консервативные эстеты заполняют по ползала на показах классики, молодежь берет с боем программы современных картин.

Традиционно успешно проходит ретроспектива документального кино «Свободная мысль» Сергея Мирошниченко. Самый сенсационный фильм его программы — «Акт убийства» Джошуа Оппенхеймера — 28 и 29 июня покажут в «Октябре» (16.30,14.30) и «Центре документального кино» (18.00).

Не подвели «малые голландцы». Наибольший успех сопутствовал «Одураченному» Пола Верховена, «Возмутителю спокойствия» Алекса ван Вармердама и очаровательной молодежной комедии «Дефлорация Эвы ван Энд» Михила тен Хорна. Скандальная драма «Лилет нет и не было» Якко Груна раскроет тайны малолетней филиппинской проститутки, упорно не желающей свернуть с пути порока. 29 июня в «Октябре», в 14.30.

Тематическим разнообразием удивляют иранские мастера экрана — от трогательной одиссеи проповедницы ислама «Колыбель для матери» Панахбархода Резаи до диссидентского сексуального трипа «Жиротряс» Мохаммада Ширвани. 

Довольно вяло посещается «Корейское кино сегодня». Отсутствие в фестивальной программе традиционной для прошлых лет ретроспективы «Азиатского экстрима» подтверждает тренд сезона: мир объелся боевыми искусствами и актами членовредительства. Насилие на экране должно быть оправдано экстремальным жизненным опытом или новой мифологией, старательно нащупываемой мастерами 3D. А это значит — нас ждет стилистический поиск в студиях и упорная работа с живой натурой.

Неслучайно наибольшей популярностью пользуется коллекция «8 ½ фильмов» Петра Шепотинника. Именно в ее рамках был представлен лучший (и самый жестокий) фильм фестиваля — «Эли» Амата Эскаланте, справедливо отмеченный в Канне призом «За лучшую режиссуру» чуть более месяца назад. Задействовав непрофессиональных актеров, мексиканский гений предложил им рассказать выдуманную историю о собственной жизни и ответить на вопрос: «Считаешь ли ты себя умным?» Тот, кто был убедителен в первом случае и честно ответил: «Я — дурак», получил роль в этой мощной реалистичной драме. «8 ½» представили также «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ, награжденного в Канне за лучший сценарий. В виртуозном китайском альманахе прописались четыре истории непредумышленных убийств, случившихся — почти одновременно — в разных провинциях Китая. 28 июня у поклонников авангарда есть последний шанс увидеть первый авторский альманах «3x3D», снятый Питером Гринуэем, Жан-Люком Годаром и Эдгаром Пера («Летний Пионер». 22.30).

Сюрпризом фестиваля стала криминальная перуанская комедия «7 ящиков» Хуана Карлоса Манеглиа и Таны Шембори, поведавших с тарантиновским размахом историю подростка, вынужденного целый день разносить по разным адресам коробки с частями тела случайно расчлененной похитителями красавицы. Зал хохотал.