Кровь должна хлестать красиво

Ольга АРТЕМЬЕВА, Нью-Йорк

18.04.2013

17 апреля в Нью-Йорке стартовал один из самых престижных американских кинофестивалей — «Трайбека».

Фестиваль проходит в двенадцатый раз. За прошедшие годы из камерного и, по сути, благотворительного предприятия, придуманного Робертом Де Ниро и его продюсером Джейн Розенталь, «Трайбека» вырос в самостоятельное и уважаемое кинособытие. Впервые в истории фестиваля наметилась магистральная линия. Если сначала его принцип сводился к честному, но несколько обидному «берем, что дают», то теперь выяснилось, что организаторов волнует социальная тематика — насилие, неравенство, дискриминация, войны, проблемы детства... Неудивительно, что один из самых ожидаемых фильмов — «Уроки гармонии» Эмира Байгазина — попал на «Трайбеку» прямиком с Берлинского кинофестиваля, традиционно ориентированного на общественно-политическую проблематику.

Едва ли не на первые места в этом году выдвинулись документальные фильмы — как в конкурсной, так и в других программах. Даже открывает фестиваль неигровая лента: «Принятые за незнакомцев» Тома Бернингера — картина о мытарствах рок-группы из Бруклина. Среди других документальных проектов, уже успевших снискать репутацию потенциальных хитов, — «Тинейджеры» Мэтта Вулфа, энциклопедия подростковой жизни; «Команда убийц» Дэна Краусса — о специфическом «развлечении» взвода американских солдат, проходящих службу в Афганистане; «Большие люди» Рэйчел Бойнтон — о плачевных последствиях сотрудничества африканских нефтяных компаний с американскими коллегами; «Псевдоним Руби Блейд. История любви и революции» Алекса и Тани Мейе — о борьбе за независимость в Восточном Тиморе. И стоящая особняком очаровательная картина дебютанта Закари Хайнцерлинга «Милашка и боксер», до того с успехом прошедшая на Сандэнсе.

Как обычно, «Трайбека» уделяет внимание кинобиографиям знаменитостей. В нынешнем году это Клинт Иствуд, Ричард Прайор, Гор Видал и Мухаммед Али. Особое место в данной категории занимает фильм «Михаэль Х. Профессия: Режиссер» — картина, не открывающая новых горизонтов в творчестве австрийского режиссера, но крайне забавная. Маэстро лезет из кожи вон, пытаясь доказать, что он не больной на всю голову изувер, как можно решить по его картинам. Зашуганные актеры хором ему вторят. Но в решающий момент седовласый мастер вместе с ассистентами уничтожает десяток кур, готовясь к съемкам известной сцены в фильме «Скрытое», — кровь должна хлестать красиво.

Среди ожидаемых игровых картин — «Византия» Нила Джордана, «Фундаменталист поневоле» Миры Наир, «Повелитель лавин» Дэвида Гордона Грина, «Однажды бархатным утром» Нила Лабута. И, конечно же, «Перед полуночью» — продолжение дилогии «Перед рассветом»/«Перед закатом» короля американской независимой школы Ричарда Линклейтера.

Журналисты выделяют три картины, главные герои которых — подростки. Персонаж норвежского фильма «Перед снегопадом» — молодой курд, готовящийся совершить «убийство во имя чести». Герой картины «Что натворил Ричард?», дублинский подросток, тоже проливает кровь, случайно убив ровесника. Наконец, лента «Осторожно, двери закрываются», которой уже пророчат приз за лучший фильм международного конкурса: 13-летний аутист в канун урагана Сэнди прячется от обидевшей его матери в нью-йоркском метро…

В прошлом году фестиваль закрывался бронебойными «Мстителями», в этом — картиной тридцатилетней давности «Король комедии» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в главной роли. Отреставрированная к юбилею лента — лишнее доказательство того, что организаторы «Трайбеки» перестали стремиться понравиться кому-либо, кроме как самим себе.