Прозрачная победа

Алексей КОЛЕНСКИЙ

23.05.2019

Подвел итоги XV Севастопольский международный фестиваль документальных фильмов и телевизионных программ «Победили вместе».

Гран-при смотра завоевал грузинский «Прозрачный мир» Вахтанга Кунцева-Габашвили — скромное семейное видео, а по-сути — гимн родительской любви рассказывающий об альтернативно одаренном юноше и отце, помогающем отпрыску овладеть мастерством фотохудожника.

Лучшей полнометражной лентой признана хорватская «Сербка» Небойша Слиепчевича — фильм-покаяние, реконструирующий обстоятельства линчевания загребских подростков в 91-м году.

Не разминулась с наградой и самая спорная фестивальная лента — румынская короткометражка Раду Жуде «Две казни маршала», представляющая монтаж хроникальной и постановочной версий казни фашистского прихвостня Антонеску.

Жюри под председательством Юсупа Разыкова оценило операторское мастерство Юрия Ермолина в ленте «Отец Байкал». Марина Мельник раскрыла образ скульптора Даши Намдакова, создающего главное произведение жизни и надеющегося привлечь внимание к экологической катастрофе крупнейшего озера мира.

В Национальном конкурсе судьбу участников решало жюри возглавляемое режиссером Сергеем Дебижевым. Первый приз имени Владислава Микоши вручили донбасской фреске «Своя республика» Алены Полуниной о боевых буднях ополченцев ДНР.

Награду За лучшую режиссерскую работу имени Игоря Шадхана присудили «Свидетелям любви» Натальи Гугуевой. Лента основана на воспоминаниях потомков исповедников, расстрелянных на Бутовском полигоне. Режиссер так же одержала верх на питчинге проектов и получила грант на создание третьей части патриотической эпопеи «Двойной форсаж».

Премией имени Анатолия Головни отметили «Последних Робинзонов Охотского моря» Светланы Быченко, раскрывшей подоплеку конфликта поморских анахоретов — смотрителя маяка и четы метеорологов. Специальный приз оргкомитета получили «Корабли Крымской весны» Марии Раздорской, исследовавшей драматические перипетии раздела Черноморского флота.

Жюри Международного конкурса киношкол во главе с журналистом Виталием Третьяковым признало Лучшим фильмом армянскую фреску «С ветром» Артура Саакяна, посвященную трудным будням рыбаков Севана, а Лучшим режиссером — словачку Лучию Касову, поднявшую в «Конкретных временах» проблему тотального отчуждения современников.

Судьбу участников Телевизионного конкурса документальных фильмов определило жюри под руководством режиссера Александра Стефановича.  

Лучший телевизионный документальный фильм — «Несломленный нарком» Иннокентия Иванова — портрет легендарного советского адмирала Николая Кузнецова, заложившего основы современного военного судостроения.

Приз имени Джеммы Фирсовой за лучший фильм на социально-философскую тему достался «Истории Молдовы» Натальи Анисимовой и Елены Пахомовой — впечатляющей реконструкции событий происходивших на территории республики с доисторических времен.

Приз программы «Военная тайна» за лучший фильм, посвященный отечественной истории, вручили «Солдатам спорта» Геннадия Каюмова и Екатерины Толдоновой, воспевших победы советской сборной на финской олимпиаде 1952 года. Приз имени Святослава Бэлзы за лучший телефильм о культуре заслужила «Экспозиция войны» Владимира Сидоренко, посвященная фронтовым кинооператорам Великой Отечественной. Лучший телефильм-портрет —  «Дмитрий Менделеев. Заветные мысли» Андрея Судиловского — представил личность ученого и мыслителя в образе обуреваемого страстями гения.

Выдающимся документальным сериалом признали чешский «Мой век» Теодоры Ремундовой — мозаику воспоминаний двадцати пяти столетних стариков на фоне исторической хроники минувшего века.