От Перселла до «Яндекса»

Александр МАТУСЕВИЧ

04.03.2019

В Сочи завершился XII  Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета.

Грандиозный культурный марафон в южной столице России продолжался в течение одиннадцати дней. За это время случилось столько всего и разного, что воистину дух захватывает. Одних только мировых премьер музыкальных сочинений за декаду состоялось с десяток — ​и это все серьезные заявки, произведения сложные, новаторские, для интересных составов исполнителей. Джаз, фламенко, этника, драматический театр, школа журналистов, видео-арт, многочисленные детские программы, турнир поэтов и композиторский конкурс, международная музыкальная академия — ​чего тут только нет. Новация нынешнего форума: фестиваль в гостях у фестиваля — ​со своими сложносочиненными проектными перформансами в Сочи побывала знаменитая «Территория».

И все же Юрий Башмет — ​прежде всего большой музыкант. И как ни крути, именно музыка здесь царица. Не только академическая, не только классика, но все же она на привилегированном положении. Разнообразие концертных программ сумасшедшее — ​самое ходовое, соседствует с раритетным, а нередко и с абсолютно новым. На открытии свои опусы преподнесли белорус Валерий Воронов, бельгиец Патрик де Клерк и китаец Чжии Ван. Финальный концерт и вовсе стал сенсацией: фантазию для альта с оркестром «Цифровой восход» впервые в истории сочинил искусственный интеллект — ​нейросеть «Яндекса», — ​а довел до ума русский композитор, резидент фестиваля Кузьма Бодров. Семиминутный «первый блин» открывается бодрыми акустическими брызгами в духе звукового пуантилизма, продолжается чем-то напоминающим музыку для релаксации, где ведут ни к чему не обязывающий диалог альт Башмета и рояль Бодрова, а завершается духоподъемными голливудскими тутти всеобщего умиления и восторга. Что ж — ​почему бы и нет? В полку прибыло.

Смелую инновацию подали в окружении проверенной классики. Сюита из «Пер Гюнта» Грига и «Ромео и Джульетта» Чайковского были добротно сыграны оркестром «Новая Россия» под управлением молодого маэстро Дениса Власенко. В григовском фортепианном концерте ожидаемо стабилен был Николай Луганский, а в рахманиновской Рапсодии на тему Паганини невероятно темпераментна неувядающая турецкая пианистка Идиль Бирет. Грандиозную программу финального гала сочинская публика принимала с нескрываемым восторгом, радуясь и именитым музыкантам на сцене, и эффекту узнавания — ​ведь известную аксиому еще никто не отменял: мы любим то, что знаем, а знаем то, что любим.

А накануне закрытия насыщенная афиша предлагала сразу два любопытных события. В Органном зале Вокальный департамент Международной музыкальной академии подарил встречу с прекрасными молодыми голосами, отшлифованными мудрыми советами Дмитрия Вдовина, Сергея Лейферкуса и Любови Орфеновой. Особое впечатление произвели сопрано Марта Данусевич и Марианна Асвойнова, меццо Василиса Бержанская, баритоны Василий Соколов и Андрей Кимач, тенора Тарас Присяжнюк и Андрей Скляренко, бас Игорь Коростылев. В Зимнем же театре Евгений Стычкин и Ольга Сутулова погружали ребят и их родителей в удивительные миры Киплинга: причудливо фантазийный «Пак с волшебных холмов» прозвучал под музыку английских классиков Перселла, Элгара, Воан-Уильямса и Бриттена.


Фото на анонсе: Алексей Молчановский