В «Белых Столбах» собрали обломки империи

Алексей КОЛЕНСКИЙ

01.03.2019

Первого марта в Госфильмофонде завершается XXII Фестиваль архивного кино «Белые Столбы»; девять дней спустя в московском «Иллюзионе» стартует «Эхо» смотра. Художественный руководитель биеннале Петр БАГРОВ рассказал корреспонденту «Культуры» о главных фестивальных премьерах:

— Фильмом открытия стала авторская версия ленты Фридриха Эрмлера. «Обломок империи» был собран из девяти вариантов прокатных копий и демонстрировался в сопровождении живого оркестра под оригинальную партитуру 1929 года.

Неожиданными находками стали последний немой советский фильм — обаятельная шестиминутка 1935 года «Про обезьянку» Михаила Степанова — и полочная документальная лента пионера киргизского кинематографа Юза Герштейна «Оглянись, товарищ!», рассказывающая о первых шагах советской власти по национальной окраине.

Центральное событие цикла «Шестидесятые» — показ четырех серий «Войны и мира». Оригинальную, широкоформатную и полноцветную эпопею Сергея Бондарчука представил оператор Анатолий Петрицкий. Наиболее плодотворное десятилетие отечественного кино ожило в рассказах почетных гостей фестиваля — режиссера Марка Осепьяна («Три дня Виктора Чернышева»), драматурга Натальи Рязанцевой и оператора Бориса Тимковского («Личная жизнь Кузяева Валентина» Игоря Масленникова), оператора Геннадия Карюка («Случай из следственной практики» Леонида Аграновича), режиссера Николая Досталя и оператора Левана Пааташвили («До свидания, мальчики» Михаила Калика). Владимир Наумов поделился с участниками воспоминаниями о съемках малоизвестной картины «Монета» 1962 года.

Большим успехом пользовалась рубрика «Студенческие работы». О первых свиданиях с десятой музой рассказали Сергей Никоненко, Андрей Хржановский и Ольга Гобзева.

Подарком меломанам стала рубрика «Пианино и пианисты». Главная премьера — британская сюрреалистическая сказка «Разбойничья симфония», выпущенная в 1937 году немецкими эмигрантами Фридрихом Фейером, Робертом Вине и Эрне Метцнером. Согласно оригинальной аннотации — эта комедия стала «первым музыкальным скомпозированным фильмом», иными словами — инсталляцией, сделанной под заранее записанную фонограмму. Выдержать сравнение с фантазийной феерией смог лишь немой хоррор экспрессиониста Роберта Вине «Руки Орлака» и костюмная немецкая фильма эмигранта Николая Маликова «Псиша, танцовщица Екатерины Великой» 1922 года — бенефис любимой ученицы Станиславского Ольги Гзовской с участием дебютировавшего на экране Михаила Тарханова.

На десерт были поданы повторные премьеры восстановленных картин девяностых — комедии пермского режиссера Александра Исупова «Оранжевый джаз» и народной мелодрамы «Облако-рай», отреставрированной Госфильмофондом с участием Николая Досталя и оператора Юрия Невского.