Импровизация для города с оркестром

Виктория ПЕШКОВА

05.11.2018

Фестиваль медного духового искусства Brass days проводится сразу в четырех городах — ​Москве, Волгограде, Оренбурге и Туле. В столице русского оружия он проходит уже в третий раз, и эти три фестивальных дня стали для горожан настоящим событием.

При словах «духовая музыка» у большинства в воображении возникает романтический оркестр дореволюционного образца с игривыми польками и меланхоличными вальсами, или оркестр военный, бодро марширующий на параде под неизбывное «Прощание славянки». А между тем вселенная медной музыки предполагает глубины, выси и дали, о существовании которых значительная часть публики даже и не догадывается.

— Свою публику надо выращивать, терпеливо и бережно, — ​убежден художественный руководитель фестиваля Владислав Лаврик. — ​Каждый раз, когда мы начинаем складывать программу очередного фестиваля, возникает искушение наполнить ее до отказа исключительно медным искусством, которому все мы служим, и каждый раз приходится себя сдерживать — ​рано, публика пока к таким концертам не готова, поскольку оно у нас, к сожалению, не так популярно, как, скажем, фортепианное или скрипичное. Попросите человека навскидку назвать духовые инструменты, и в девяти случаях из десяти вам назовут трубу и удивятся тому, что на свете существуют еще и валторны, тромбоны, тубы… Так что без поддержки коллег, посвятивших себя другим инструментам, нам не обойтись. И они всегда откликаются на наши приглашения с радостью, ведь у них появляется возможность предстать перед публикой и в своем традиционном амплуа, и созорничать что-нибудь совершенно неожиданное вместе с нами, духовиками. Нам очень интересно раздвигать границы жанра, не теряя связи с классикой, ведь, в конце концов, медная группа — ​неотъемлемая часть симфонического оркестра.

Вероятно, Brass days вполне мог бы остаться событием сугубо столичным: концерт в Москве, перед искушенной публикой — ​весомый аргумент для исполнителей с мировыми именами. Однако Владислав Лаврик и директор фестиваля Ольга Гебгарт пошли, как говорится, другим путем. Фестиваль шаг за шагом расширяет свою географию. В этом году его принимают Волгоград и Оренбург, а тульская программа по яркости и насыщенности вполне может соперничать с московской. Причем одним из главных действующих лиц в ней стал Тульский филармонический симфонический оркестр, возрожденный благодаря фестивалю.

В этом году оркестр открывал тульскую программу смотра вместе со знаменитым творческим альянсом — ​пианистом Михаилом Ивановым и контрабасистом Андреем Ивановым, чьим любимым жанром является симфоджаз. Владислав Лаврик в этот вечер совмещал сразу две ипостаси — ​дирижера и солиста. Прозрачная ясность классики и обаятельная дерзость джаза составили сложный и запоминающийся букет, особую ноту которому придавал голос Полины Орбах. Сюрпризом для публики стала премьера одной из частей «Сюиты в стиле барокко-джаз». Слышал бы Патрик Зюскинд, как звучит инструмент в руках Андрея Иванова, его — ​возможно, лучшая — ​пьеса «Контрабас» обрела бы совершенно иной сюжет.

— Участие в таком фестивале сродни захватывающему приключению, — ​считает Михаил Иванов. — ​Мы даже не особо задумывались, насколько то, что мы делаем, вписывается в концепцию фестиваля, нам хотелось просто окунуться с головой в эту стихию. К тому же нам очень близка позиция Владислава, стремящегося воспитывать публику. Сегодня очень сложно заставить человека оторваться от любимого дивана и куда-то там пойти. Если говорить о музыке, то проблема не столько в том, что это сложная материя, а в том, что ее нужно уметь соответствующим образом преподнести потенциальному слушателю. К сожалению, в нашей сфере это мало кто умеет грамотно делать. Однако, на наше счастье, музыка действует на человека, минуя разум. И тут уже неважно, какой стиль и насколько подготовлен слушатель. Недавно у нас был концерт в Вологодской области. Полуразрушенную усадьбу в небольшом селе восстановили потомки прежних владельцев и вернули жизнь в родные места. Они нас пригласили выступить. В этом селе всего 2000 жителей, до райцентра ехать и ехать, по ночам слышно, как волки в соседнем лесу воют. Но так, как там, нас и в зале Чайковского, пожалуй, не принимали.

Второй день фестиваля был безраздельно отдан классике. С  Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета выступил виолончелист Александр Князев, которого не без основания считают одним из самых харизматичных музыкантов своего поколения. Тульской публике, безусловно, повезло — ​в стенах родной филармонии услышать исполнителя, которому рукоплещут самые престижные залы мира, включая парижский Плейель, зальцбургский Моцартеум и венский Musikverein. В репертуар Князева входит практически все, что написано для виолончели, но в этот вечер музыкант представил свои интерпретации сочинений П. И. Чайковского для виолончели с оркестром, включая знаменитые «Вариации на тему рококо». Инструмент звучал так, что невозможно было отрешиться от мысли, что слышишь скрипку, причем не одну, а целый ансамбль.

— Это действительно потрясающий инструмент, — ​не скрывает гордости музыкант, — ​Карло Бергонци, 1733 год. Я играю на нем больше 30 лет. Удивительно, но мы не сразу поняли друг друга. Впервые услышав, решил, что эта виолончель слишком ординарна. Между прочим, она пришлась не по душе и нескольким другим известным исполнителям. Инструмент — ​вопрос индивидуальности. Мы с ним нашли друг друга. Но вообще-то я человек разносторонний, вторым инструментом для меня давно стал орган, а сейчас я очень увлечен роялем. Поэтому я открыт для самых разных проектов, если они организованы на таком высоком профессиональном уровне, как Brass days. Я знал, что Владислав — ​потрясающий трубач, но на сцене мы прежде не встречались. А тут мне открылась еще одна грань его таланта: он блестяще продирижировал «Рококо», а это очень сложный материал и для виолончели, и для оркестра. Кстати, на концерте в Москве мой друг — ​феноменальный Сережа Накаряков — ​будет исполнять это произведение на трубе, чего, кроме него, в мире никто не делает.

Мне по душе главная задача этого фестиваля — ​расширять кругозор публики. Большинство людей, утверждающих, что они терпеть не могут классическую музыку, на самом деле никогда ее даже не слышали. Зато слышали, как ее ругали другие. Так что это не их собственное мнение, а заемное. И значит, их можно переубедить, начиная с самого простого, самого известного. Конечно, хорошо бы делать это в детстве. Даже если поначалу придется действовать принуждением. Мы же заставляем ребенка мыть руки или убирать за собой. Тут тоже нужен «нажим», только более деликатный. Но зачастую его и не требуется — ​маленький ребенок сам тянется к музыке, просто взрослые этого не замечают. Родители поощряют тягу своего чада к рисованию, вовсе не предполагая, что в семье растет будущий Рембрандт или Репин. Почему с музыкой иначе? Для систематических занятий музыкой не у всех есть возможность, но базовые знания необходимы каждому. Чтобы люди не шарахались при имени Баха, не спрашивали, кто такой Моцарт, и не считали, что, кроме попсы, ничего в этом мире не существует.

В последний день фестиваля в зале тульской филармонии негде было не то что яблоку — ​яблочному семечку упасть. Игорь Бутман с легкостью собрал бы полный зал даже на Северном полюсе. Перечислять его звания, регалии и достижения абсолютно бессмысленно, знатоки и так в курсе, а неофитам позволительно ничего не знать, достаточно слушать и слышать. За феерической дуэлью саксофона и трубы публика следила, затаив дыхание, карнавальное безумие джаза волнами перекатывало через рампу в зал. В этот вечер Владислав Лаврик успевал и своим оркестром дирижировать, и пассажи своего коллеги «парировать». Такая кода сделала бы честь любому знаменитому брасс-фестивалю.

— Для меня большая честь быть приглашенным на этот фестиваль, — ​признается Игорь Бутман. — ​Это не только возможность встретиться со старыми друзьями и найти новых, но еще и составить достаточно точное представление о том, как и чем живет наше многоликое брасс-сообщество, что для меня особенно важно, поскольку вот уже год как я являюсь руководителем Государственного училища брасс-искусства. Нашим питомцам рано или поздно предстоит принять эстафету от корифеев меди. А кроме того, я благодарен всем, чьим талантом и волей держится фестиваль, за то, что они помогают моему любимому джазу обретать новых поклонников. Я стараюсь не делать различий между джазом и классикой. Не делить музыку на «ту» и «эту». Есть музыка, сыгранная хорошо, и музыка, сыгранная плохо. Можно любить и понимать классику и при этом не чураться, ну, скажем, шансона. Я сейчас открываю для себя оперу и симфоническую музыку. Слушаю больше, внимательнее, чем прежде, и получаю ни с чем не сравнимое наслаждение от прикосновения к неизвестному. Убежден: серьезную музыку должны знать все. Это только кажется, что она какая-то особая. Произведения, которые мы в широком смысле называем классикой, прошли сквозь частое сито времени только потому, что заключают в себе послание, адресованное каждому человеку, наделенному умом и живой душой. Они понятны каждому, кто захочет вникнуть, прислушаться, разобраться. Те, кто утверждает, что классика — ​это слишком сложно, просто не хотят напрягать мозги.

Тула распрощалась с фестивалем до следующего года. Но Brass days еще не завершен, финальный аккорд прозвучит в Оренбурге 13 декабря.


Фото на анонсе: brassdays.com