23.03.2018
От трех предыдущих нынешний фестиваль отличается масштабом и географическим охватом — поступило 1723 заявки из 281 населенного пункта — не только из России, но и из других стран, от тех, кто говорит и пишет на русском.
— Порадовало высокое качество материала, — рассказал основатель фестиваля и его бессменный художественный руководитель Влад Маленко. — Почти на месяц отборочная комиссия лишилась сна. При первом подходе мы даже не смогли отобрать искомую сотню человек. В большом списке оказалось 246 имен. Тогда пришлось повторно вычитывать, уже без фамилий, без ссылок на возраст и регион. Это я вам сейчас по дружбе немного приоткрываю двери нашей кухни, чего, разумеется, делать нельзя. Ведь в любом случае мы становимся объектами жесткой критики тех, кто не прошел, скажем, в длинный список. Но как выбрать, к примеру, из таких вот строк и строф: «…Это море волнуется так, что его корабли / Ощущают отчетливый тремор пород древесины. / Это море дрожит, как дрожат в сентябре буквари / В рюкзаках первоклашек, углами врезаются в спины». Или — «Ноябрь — бездарь, листья все прожег / И прокутил тепло, и пропил реки, / Ну, что ты смотришь, поезжай, дружок,/ Безумные с тобой мы человеки». А было еще такое, полушутливое: «…А ночами к Ивановым от Иванниковых/ К таракану приходила тараканиха./ Пахла медом и корицей, расфуфырена./ То халвы кусок притащит, то зефирины./ Вот сидят, жуют часами втихомолочку./ Что останется — запасливо на полочку». Чувствуешь себя вершителем судеб. Не знаешь, как поступить. Да, от тебя ждут только оценки. А у меня с этим вообще тяжело, категорически не умею судить. Мне легче ставить одинаково высокие баллы, полагаясь на чутье и категоричность коллег. Но вот в результате длинный список сформирован. Я выслал каждому из ребят персональное поздравление и приглашение участвовать в очных турах. Хочется крепко обнять каждого, кто не прошел. И напомнить, что поэзия — не вид спорта, а образ жизни. Пусть эти обстоятельства укрепят их волю и желание стать лучшими.
Итак, очные отборочные туры начинаются. Участие в них само по себе — приключение, ведь поэтические марафоны проходят в непринужденной и очень артистической обстановке. Но самое главное, никто не будет обойден вниманием: команда «Московского театра поэтов», основной партнер фестиваля, присутствует на каждой встрече, высматривает самых ярких и талантливых, с тем чтобы привлечь в свои ряды.
«Судить» поэтов будет компетентное жюри, в состав которого вошли Игорь Волгин, Евгений Бунимович, Всеволод Емелин, Елена Исаева, Иван Купреянов, Сергей Арутюнов, Алексей Витаков, Александр Вулых, Вадим Степанцов, Максим Замшев, Анатолий Белый и многие другие литераторы и тонкие опытные ценители поэзии. После подведения итогов будет издана книга «Филатов-фест» со стихами финалистов.
Елена Исаева, поэт, драматург, сценарист, секретарь Союза писателей Москвы, ведущая литературной студии «Коровий брод» при МГТУ им. Баумана:
— «Филатов-фест» и «Московский театр поэтов» — это явления. И дело не только в самом факте существования поэзии в современном космическом пространстве. Есть литературные студии, и их не так мало, в них работают профессионалы, ведут над каждым словом кропотливую работу. Например, студия Игоря Волгина, председателя нашего жюри. Оттуда вышли такие поэты, как Сергей Гандлевский, Бахыт Кинжеев, Инна Кабыш. Есть студия у Алексея Витакова и у меня.
Но по большому счету все это внутренняя, «кухонная», история, интересная в основном лишь участникам процесса. А публике хочется видеть результат. Тем более, в наше время, когда недостаточно просто прочесть текст с листа.
Автора хочется слышать и воспринимать визуально. Федерико Гарсиа Лорка говорил, что поэтический образ — это трансляция смысла. Поэтому в рамках «Филатов-феста» мы ищем поэтов, которые талантливы не только литературно, но и сценически.
Анатолий Белый, актер театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации:
— Слежу за фестивалем уже не первый год. И занимаюсь этим не только потому, что организаторы — мои друзья. Важно не кто они, а что делают: не «популяризируют» (какое-то нехорошее чиновничье слово), а открывают и приближают к нам современную поэзию посредством сцены. Команда «Театра поэтов» — удивительная: талантливая, профессиональная, постоянно пополняющаяся. Большая редкость — каждый приходит со своим личным высказыванием, «каждый пишет, как он дышит» — и это создает необыкновенный диапазон, огромную палитру. «Филатов-фест», как мне кажется, один из самых передовых поэтических смотров. Нам очень важно сегодня не разбрасываться талантами.
Алексей Витаков, поэт, автор-исполнитель:
— Сама по себе форма фестиваля возвращает к очень глубоким традициям. Если вспомнить, в древности поэты и прозаики всегда читали свои стихи и прозу, и проверяли ее на звуки в открытую — на зрителях. Когда слышишь голос, видишь глаза, чувствуешь интонацию, сфальшивить невозможно.
Еще одно существенное отличие проекта — его включенность в литературную жизнь. Не просто почитали, получили медаль и ушли домой с тем, чтобы вскоре о тебе забыли. Ребята попадают в поле зрения профессионального сообщества и начинают перемещаться от фестиваля к фестивалю. Вот уже 14 лет я возглавляю проект — Литературный форум имени Н. С. Гумилева «Осиянное слово» — и с большой радостью всегда приглашаю ребят с «Филатов-феста».