Занимательное музыковедение

Александр МАТУСЕВИЧ

10.11.2016

В Москве завершился Первый фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров России под предводительством Георгия Исаакяна. В финале смотра в День народного единства в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко прошли круглый стол, презентация проектов современных композиторов и торжественный гала-концерт.

Вторая половина фестиваля, стартовавшего еще в конце сентября, оказалась не менее яркой и разнообразной, чем первая, подарила столице встречу не просто с хорошими спектаклями, но порою с подлинными шедеврами. К таковым, бесспорно, стоит отнести работу «Санктъ-Петербургъ Оперы» — «Не только любовь» Родиона Щедрина, режиссер Юрий Александров.

Без преувеличения можно сказать, это одна из самых выразительных и удачных постановок известного мастера за последние годы. Александров не стремился быть модным, как это часто с ним случается в классических опусах, и представить слишком оригинальную концепцию. Он честно воплощал музыку Щедрина и либретто Василия Катаняна (по рассказам Сергея Антонова), достигая качества высокого искусства, не омраченного псевдоноваторством и всевозможными «выкрутасами». Оформление Вячеслава Окунева просто и непритязательно, видеопроекция на заднике, рисующая сельские картины, даже несколько прямолинейна, если не примитивна. На этом фоне однозначно удачны костюмы, созданные художником, — точно воспроизводящие забавную колхозную «моду» полувековой давности с деревенскими цветастыми платками у женщин и своеобразным кэжуал (пиджаки от костюмов в сочетании со спортивными штанами и неизменными кепи) у мужчин. Но главное в постановке не это: сильная ее сторона — ярчайшие образы, характеры, выстроенные режиссером по законам музыкальной драматургии.

Удалось не только лицедейство: «частушечья» опера спета на редкость качественно, с прекрасной дикцией и филигранными ансамблями, что вызывает у публики естественный восторг. Не часто приходится слышать русскую современную оперу, исполненную столь первоклассно. Оркестр театра под предводительством молодого маэстро Максима Валькова великолепно справляется с тембровым разнообразием щедринской партитуры и умело передает вихревую динамичность повествования.

Второе открытие смотра — три камерных оперы от Ростовского музыкального театра. Смелый репертуарный ход — поставить не самое популярное, малоизвестное — оборачивается очевидным успехом. Зритель с интересом, не отрываясь, следит за перипетиями сватовства в гоголевской «Женитьбе», сюрреалистическими изгибами сюжета в прокофьевской «Маддалене» и пронзительным откровением в моноопере Григория Фрида «Дневник Анны Франк». 

Трудный опус «Женитьба», где стремление Мусоргского к новаторству — положить на музыку без изменения гоголевский текст, что приводит к тотальному господству речитатива, — объективно затрудняет восприятие, сумели сделать искрометной бытовой комедией. «Маддалена» решена как веристская драма, где превалируют яркий вокал и упоение музыкальными красотами. Обе работы — смелые эксперименты, демонстрирующие незаурядный талант молодого режиссера Павла Сорокина. Удачная идея посетила и постановщицу Фрида Анастасию Мишакину: она разделила вокальную партию несчастной Анны, создав ее двойника. Перед нами одновременно и воображаемый друг, к которому обращены письма скрывающейся от фашистов девочки, и сама повзрослевшая героиня — Анна, какой она могла бы стать, если бы не война, укравшая у нее юность, счастье и саму жизнь. Прекрасные вокальные работы во всех трех произведениях и крепкий оркестр под управлением маэстро Алексея Шакуро свидетельствуют о неоспоримом творческом благополучии театра из Ростова-на-Дону.

Безусловно, фестиваль удался: более тридцати спектаклей со всех концов России продемонстрировали жизнестойкость и богатство жанров отечественного музыкального театра. Опера от барочной до современной, смелые балетные эксперименты, различные типы мюзиклов. 

Торжественный гала дал возможность встретиться на сцене артистам разного профиля, показать свое искусство и поделиться мастерством. Впрочем, именно такой задаче был подчинен весь смотр в целом. На праздничном вечере не забыли и о великих современниках, вручив премию «Легенда» Владимиру Васильеву и Галине Шойдагбаевой, Зое Виноградовой, Евгении Белоусовой-Уваровой и Сергею Бархину.

Круглый стол свел в полемическом задоре позиции, концепции, видения развития музтеатра. Высказывались мнения о допустимости режиссерского эксперимента, о востребованности тех или иных спектаклей у разных типов публики, о векторах формирования репертуара, об экономических условиях бытования российского музыкального театра и его региональных особенностях. В одном участники дискуссии оказались едины: ценность фестиваля как площадки для поиска подходов к этому праздничному искусству не подлежит сомнению.