Античность в «Зазеркалье»

Александр МАТУСЕВИЧ

12.10.2016

В столице стартовал первый фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров под руководством Георгия Исаакяна.

Форум продлится без малого два месяца, съедутся коллективы со всей страны — от Петрозаводска и Краснодара, Крыма и Дагестана до Якутска, Иркутска и Улан-Удэ. Основная идея фестиваля — представить музыкальный театр в имеющемся многообразии, заявить о нем как о феномене культурного пространства России. Исаакян заверил журналистов: «Принцип нашего отбора — никакого отбора: что театры считают для себя программным на сегодня, то они и показывают в столице».

До середины ноября каждый коллектив познакомит публику с одним наименованием. Исключение сделано лишь для петербургского «Зазеркалья», чьи полномасштабные гастроли прошли на Новой сцене Большого театра. Коллектив празднует в наступившем сезоне тридцатилетие и по этому случаю привез в Москву целых семь спектаклей — как новые, поставленные в течение последних двух сезонов («Мадам Баттерфляй», «Газета», «Ноев ковчег», «Джанни Скикки» и «Директор театра»), так и те, что давно завоевали любовь и признание публики. К последним относятся «Любовный напиток», два десятилетия назад получивший «Золотую маску», и «Сказка о соловье, императоре и смерти» — музыкально-драматическое действо по мотивам знаменитого произведения Андерсена, появившееся в афише труппы на рубеже веков и стабильно собирающее зал.

Из новых спектаклей особая удача «Зазеркалья» — «Мадам Баттерфляй» в постановке Александра Петрова и Павла Бубельникова. Пуччиниевская кровавая трагедия разворачивается в традиционном японском саду камней, совмещая в себе черты веристской мелодрамы и философской притчи. Основная идея — предательство веры предков, за которое героиню и ждет неминуемое наказание. Исполнившая главную партию прима театра Ольга Шуршина достигает необыкновенных высот реалистического воплощения роли, а ее проникновенный вокал рисует щемящий образ несчастной гейши. Вечная любовь «Зазеркалья» к Россини подтвердилась в Москве редким комическим опусом — «Газетой». Постановщик Софья Сираканян осовременила контекст: повествуя о перипетиях любовных многоугольников, связала их не с печатным изданием, а с телевидением. Россиниевское брио певцов и аккуратная, ажурная оркестровая игра под управлением Анатолия Рыбалко доказали полную состоятельность претензий питерцев на репертуар комического бельканто.

Не менее интересна и последняя работа коллектива — редкий на наших просторах бриттеновский «Ковчег». Режиссер Александр Петров устраивает неформальный интерактив: детям и их родителям раздают ноты духовных песнопений, и зал вместе с артистами славит Христа. Сама постановка преследует скорее воспитательно-просветительские цели, нежели задачи самовыражения, но, безусловно, и такие действа нужны, тем более в детском театре.

Среди спектаклей-гастролеров, продолживших фестивальный марафон, стоит выделить два: редкую оперу-ораторию  Генделя, привезенную Башкирским театром оперы и балета, и музыкально-пластический спектакль «Анна и адмирал» из Иркутска. В «Геракле» приятно удивил уровень музицирования: точный, изящный оркестр под предводительством Артема Макарова убеждал, что барокко у нас умеют заниматься не только в столицах, но и в провинции. Крепкий каст, где лидировали виртуозка Диляра Идрисова (Иола) и артистически яркая Лариса Ахметова (Деянира) авторитетно заявил о барочных певцах из Башкирии, слушать которых сплошное удовольствие. Постановка Георгия Исаакяна объединила «век нынешний и век минувший»: по-античному статуарный хор-комментатор, герои, облаченные в длинные одеяния, и одновременно — атмосфера современной среднестатистической квартиры, призванная приблизить коллизии мифологического сюжета к пониманию сегодняшней публики.

«Анна и адмирал» — явление нового типа мюзикла, где основная нагрузка ложится не на музыку и пение, а на драматическую игру, танец и световое оформление. История любви отважного адмирала Колчака и дочери ректора Московской консерватории Анны Сафоновой-Тимиревой рассказана режиссером Анной Фекетой через многоликие картины трудного пути верной спутницы верховного правителя России. Лагерная жизнь и тюремный быт контрастируют с балами, светской болтовней и трогательными сценами между навек соединенными Анной и адмиралом.