Сами себе режиссеры

Марина ИВАНОВА

27.01.2016

На территории Троице-Сергиевой лавры прошел первый Международный детский кинофестиваль «Мы сами снимаем кино». С автором идеи Александром Костюченко поговорила корреспондент «Культуры».

культура: Фестиваль детского кино — явление распространенное. Зато смотр фильмов, снятых самими детьми, встретишь нечасто. Как Вам пришла мысль заняться этим?
Костюченко: Все началось в детском лагере, который мы организовали на территории фермы в Брянской области. Там проходили разные программы, в основном связанные с сельским хозяйством. В прошлом году решили обратиться к кино. Сегодня ведь снимать фильмы очень легко. Раньше это было элитарное занятие, а сейчас каждый школьник носит с собой камеру. Да и все монтажное «оборудование» теперь помещается в одном ноутбуке. В общем, тогда создали около десяти картин. Нашей задачей было посредством кино организовать диалог с детьми, их разговор между собой — через осмысление фундаментальных понятий, таких как добро, истина, любовь.

культура: То есть цель — вовсе не пропаганда киноискусства?
Костюченко: Нет, конечно. Для этого есть другие люди — профессионалы. Мы же просто хотели, чтобы дети поразмыслили над чем-то важным. Считается, добро устарело. Наша задача — говорить о нем на современном языке. Когда сажаешь малышей у костра и читаешь нотации, всем сразу становится скучно. Сегодняшний ребенок тут же лезет в карман, достает телефон. Поэтому мы обратились к кино. Другим толчком к проведению смотра стал фестиваль фермерской еды, который мы организовали в Брянске. В его рамках намеревались бесплатно показывать разные добрые фильмы. Но все уперлось в авторские права. И тогда мы решили поменять ситуацию — если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Задумали благотворительный фестиваль, для которого кино будет делаться, основываясь на принципе бесплатного распространения. В конце концов, почему Лев Толстой мог отказаться от прав на свои сочинения, а современные люди — нет? Я считаю, произведения наших участников не менее талантливы, чем, например, «Война и мир» (смеется). Почему? Потому что авторы — дети. Они гениальны по определению.

культура: Все картины, участвовавшие в фестивале, сняты в виде короткой притчи. В дальнейшем тоже собираетесь следовать этому жанру? 
Костюченко: Да. Дело в том, что кино может быть опасным инструментом, а притча, как мне кажется, нивелирует все острые углы. В ней заложен глубокий смысл.

культура: А почему выбрали местом проведения Троице-Сергиеву лавру?
Костюченко: Дело в том, что духовником нашего фестиваля является игумен Киприан (Ященко), а он имеет непосредственное отношение к Лавре. Московская духовная академия открыла нам все двери. Нам показалось, если детишки сюда приедут, то выиграют вдвойне — и на фестивале побывают, и совершат своего рода паломничество. К тому же так получилось, что в смотре приняли активное участие воскресные школы, православные гимназии. У нас нет никаких ограничений, просто ребята оттуда откликнулись первыми. 

культура: Следующие фестивали тоже будут проходить на территории монастырей?
Костюченко: Не обязательно. Но они будут привязаны к православным праздникам — Рождеству, Пасхе, Преображению и Покрову. Мы собираемся проводить четыре смотра в год.

культура: Жюри у вас непрофессиональное. Это принципиальная позиция?
Костюченко: На сей раз в качестве жюри выступали зрители. Но в дальнейшем собираемся привлекать и профессионалов. Во-первых, чтобы консультировали детей во время съемок. Во-вторых — для оценки фильмов. Хотя я убежден: все участники — победители. С детьми нельзя говорить с позиции критика: «У твоей картины такие-то недостатки». Это убивает мотивацию. Мне кажется, в любом фильме есть изюминка. Мы пытаемся свести к минимуму конкурсную составляющую. Потому что состязания развивают в человеке не самые благородные чувства — гордыню, соперничество, зависть. 

культура: Каков, на Ваш взгляд, итог фестиваля?
Костюченко: Многие взрослые нам говорили: «Знаете, мы никогда не видели детей такими счастливыми». Это, пожалуй, главное.