Каналы связи

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.11.2015

В Венеции прошел VI Фестиваль российского кино «Рускино в Ка’Фоскари». Новые отечественные фильмы, а также нестареющая классика помогли итальянцам окунуться в культуру нашей страны.

В ноябре город каналов — «мраморный, гулкий, пустой аквариум с запотевшим стеклом», как писал Бродский — особенно напоминает Санкт-Петербург. Вероятно, поэтому русское искусство здесь ценят и ждут. Организатором фестиваля традиционно выступил Центр изучения культуры России при Университете Ка’Фоскари (CSAR), созданный Венецианским университетом и нашей Дирекцией международных программ (ДМП). По словам главы ДМП Татьяны Шумовой, основная цель — дать полный, не стереотипный портрет России. Аудитория — молодые европейцы, изучающие русскую культуру в Университете Ка’Фоскари. Многие из них участвуют в подготовке фестиваля. В частности, их привлекают к созданию субтитров. Студентам они засчитываются как курсовые работы, а лучшим Центр вручает почетные премии.

Нынешнее «Рускино» открылось лентой Веры Глаголевой «Две женщины» — костюмной экранизацией пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». В картине сыграл англичанин Рэйф Файнс, причем так вжился в роль Ракитина, что даже выучил русский (правда, из-за акцента его героя все же пришлось дублировать). Продолжили программу «Дорога на Берлин» Сергея Попова и «Путевка в жизнь» Олега Галина, а также ностальгическая комедия Александра Карпиловского «Частное пионерское 2» — про любовь и ревность в летнем лагере. Под занавес зрителям показали шедевры Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Кроме того, открылась выставка «Россия — Италия. Страницы двух культур. Кинематограф». Среди экспонатов — яркий плакат к «Невероятным приключениям итальянцев в России», кадры из «Войны и мира», «Иванова детства», «Человека-амфибии».

— Этот фестиваль — подтверждение того, что в Италии относятся к нам гораздо лучше, чем пишут местные газеты, — говорит Александр Нуризаде, генеральный консул России в Милане. — Есть гигантская пропасть между негативом в прессе и тем, что чувствуют рядовые итальянцы.

Фестиваль «Рускино» — не единственное детище Центра. Много внимания здесь уделяется и изобразительному искусству. Скажем, в начале года в Венеции прошла выставка «Широко открытыми глазами»: русский импрессионизм конца XIX — середины XX века, за границей почти неизвестный, — Коровин, Кустодиев, а также Пименов и классики соцреализма Дмитрий Налбандян и Александр Герасимов. Кроме того, CSAR устраивал экспозиции, посвященные Родченко, Ивану Глазунову и Палладио (последняя затем приехала в Москву). В Венеции, где туристы избалованы достопримечательностями, эти проекты оказались успешными: отечественных импрессионистов посмотрели около 30 000 человек.

— У Центра есть научная деятельность: публикации, конференции, — отметила директор CSAR Сильвия Бурини. — Например, на днях выйдет сборник, посвященный Юрию Лотману. Не удивляйтесь: я немножко училась в Тарту, и теперь перевожу Лотмана на итальянский.

По словам Татьяны Шумовой (а Дирекция международных программ организует подобные проекты и фестивали уже более двадцати лет), главная задача — создать своеобразную «улицу» с двусторонним движением:

— Не только показывать нашу культуру в Италии, но и знакомить Россию с родиной Данте и Микеланджело. Общение наших народов — давняя история. И то, что мы до сих пор чтим эти традиции, — залог серьезных намерений наших государств.