Мультипликация на плаву

Сергей ВИНОГРАДОВ, Череповец

25.09.2015

Плавучий международный фестиваль «Крок» собирается в 22‑й раз. Почти двести мультипликаторов, в том числе подлинные мэтры, отправились на теплоходе «Константин Симонов» в путь, обратный радищевскому, — из Москвы в Петербург. Оказавшись на борту, «Культура» выяснила, какой нынче курс держит отечественная и мировая анимация.

«Крок» родился в 1989 году в Киеве как всесоюзный фестиваль мультипликации, а в 1991‑м стал совместным российско-украинским проектом. С тех пор теплоход попеременно «запускали» то в наши водоемы, то в «самостийные». Этой осенью он должен был пройти по Днепру. Но политические события внесли коррективы, и местом действия выбрали Волгу, Волго-Балтийский канал и Неву. «Пока там все не утихомирится, плаваем по России», — поясняет пресс-атташе фестиваля Сергей Капков.

«Крок» известен не только плавучим статусом, но и качеством представленных работ. Несколько тысяч заявок из самых дальних уголков планеты поступили в оргкомитет и в этом году. В итоге было отобрано 175 фильмов из 44 стран. Ленты разделены на группы по продолжительности и жанру. Из таблиц следует, что российские аниматоры не жалуют хронометраж более 10 минут, зато традиционно лидируют в категории детских мультфильмов и анимационной рекламы.

Логотипом смотра является смешной человечек с карандашами вместо волос. И хотя карандаш уже давно не назовешь основным инструментом мультипликатора, эмблема осталась неизменной.

Главное же отличие фестивалей 90‑х и нынешних годов — в количестве работ. Прежде создание анимационного фильма было доступно единицам. Ныне, благодаря компьютерным технологиям, — миллионам. И пусть прогресс породил невозможную ранее мультипликационную графоманию, среди аниматоров регулярно обнаруживаются гении. На сей раз их поиском занялись Юрий Норштейн (на борту, кстати, отметили 40-летие его «Ежика в тумане»), продюсер и актер из США Ривз Леманн, русский американец Дмитрий Маланичев, который снимает культовый мультсериал «Симпсоны», и другие.

Интересно, что многие участники «Крока» — настоящие энтузиасты, создающие картины на свои кровные после основной работы: днем заставляют пачку чипсов танцевать для рекламного ролика, а ночью «рисуют», дабы войти в историю.

— Почти на каждом фестивале мы отмечаем особые тематические направления, — рассказывает Сергей Капков. — В определенный момент мультипликаторы из разных стран, не сговариваясь, начинают снимать одно и то же. Несколько лет назад в каждом третьем фильме убивали зайцев, что вызывало у жюри и зрителей хохот. Если на экране появлялся ушастый, все понимали: до титров он не доживет. В этом году фиксируем множество высказываний на тему смерти. «Костлявая» предстает героем фильмов, причем подчас комическим, а иногда и лирическим. «Чем благополучнее государство, тем депрессивнее его искусство, — делится с «Культурой» один из членов жюри.

Московский режиссер Елена Чернова, ученица великих Александра Татарского и Федора Хитрука, участвовала в фестивале почти во всех ипостасях: организатора, конкурсанта, члена жюри. Последнюю называет самой тяжелой. «Дьявольская работа, что и говорить, здесь главное, с ума не сойти, — признается она. — Отсмотреть все конкурсные фильмы непросто, а определить лучших еще сложнее. Все ленты по-своему хороши». По словам Черновой, обижаться на решения жюри у «кроковцев» не принято, и теплоходной дружбы вердикты не портят.

— Как что дает победа в «Кроке»? — удивляется мультипликатор Олег Ужинов, в чьем послужном списке «Маша и медведь», «Паровозик Тишка», прочие популярные сериалы. — Уважение в профессиональном сообществе, уверенность в том, что идешь по верному пути. Да, и еще, здесь мы обсуждаем ошибки, а на чужих упущениях учиться правильнее.

— Главная тенденция современной мультипликации — максимальное разнообразие формы и содержания, — вступает в разговор Михаил Тумеля из Беларуси, недавно снявший кукольного «Чебурашку» для японских зрителей. — Раньше доминировала какая-то из техник — все делали рисованные фильмы, потом в моду вошел пластилин, следом возник компьютер. А сейчас аниматоры творят без оглядки на общее направление и модные течения, кто во что горазд. И это прекрасно!

Если не знать, что на теплоходе собрались мультипликаторы, можно принять собравшихся за выездной форум геологов или капитанов дальнего плавания. Хмурые бородатые люди (растительность отчего-то присуща большинству аниматоров, вне зависимости от возраста и национальности) неделю кряду, круглыми сутками, без тени улыбки обсуждают на палубах и в каютах какие-то серьезные вопросы. При этом постоянно что-то чертят в записных книжках.

Рассказывают легенду о британском мультипликаторе Поле Буше, который, настигнутый музой прямо на борту, вырвал из стены светильник, растянул на нем пленку и покадрово выцарапывал иголкой сцену для нового фильма. «Вот это и называется — сделано на коленке», — восхищается программный директор «Крока» Алик Шпилюк.

— Здесь происходит обмен замыслами, даже какими-то сюжетными линиями, — объясняет Тумеля, для которого нынешний «Крок» двадцатый. — Этим фестиваль и ценен, а вовсе не интригой, кто в какой номинации победит. В чем смысл теплохода? В том, что никто не разбредается, все остаются вместе. Попробуй собрать творческих людей на берегу — сразу дела отыщутся, а тут мы будто на подводной лодке, нырнули на неделю и говорим о своем.

— Приятно осознавать, что есть полный корабль друзей и талантливых фильмов, — говорит классик украинской кукольной анимации Олег Педан. — Возникает здоровая зависть, которая толкает к свершениям. Когда я возвращаюсь домой с «Крока», у меня на студии обязательно затевается что-то новое.

Чужих на «Кроке», надо сказать, недолюбливают. Как и разговоров о кассовых сборах или вопросов, «почему вы покинули успешный рейтинговый проект». Чистое искусство разливается в терпком речном воздухе. «Вы что, продюсер?» — с подозрением реагируют пассажиры «Симонова» на любой интерес к финансовым темам.

«Я не против кассовости мультфильмов как таковой, — озираясь на соседние столики, признается один из режиссеров. — Каждому хочется угодить зрителю и прославиться. Но сегодня продюсерские фильмы снимаются не ради высокой цели, а чтобы заработать на сувенирке. Наш труд не самоценен, это обидно».

Еще аниматоры жутко комплексуют от того, что их профессию принято считать «детской». Действительно, мультфильмы для взрослых в России и ближнем зарубежье не востребованы. Говорят, даже жанровые мультсериалы «про жизнь» пробовали снимать, но рейтинги были очень низкими. Несправедливым считается и то, что кинотеатры не хотят показывать подборки коротких мультфильмов, требуя полнометражных. Впрочем, сдвиги к лучшему есть, проект «МУЛЬТ в кино» стартовал. Если он окажется успешным, возможно, и получится вытянуть отрасль к новым высотам.

Пока же развивается роман аниматоров с телевидением, доля российских мультсериалов растет (кроме того, их активно покупают западные компании). Итальянские школьники носят изображения «Маши и медведя» на футболках и ранцах, а испанские — распевают песни про «фиксиков». И, по чести говоря, как поведало подавляющее большинство собеседников, в последние годы они страшно заняты, круглый год трудятся без выходных и праздников. Выдается разве что неделька — да и та в обязательном порядке уходит на необыкновенный «Крок».


Победители XXII фестиваля «Крок»

Гран-при — «Брут»
(Светлана Филиппова, Россия)

Приз зрительских симпатий — «Сексуальная стирка»
(Изабелла Плучинска, Польша, Канада)

Приз «За лучший дебют» — «Юль и змея»
(Габриэль Арэль, Франция) 

Приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» — «Мы не можем жить без космоса»
(Константин Бронзит, Россия)


В шести конкурсных категориях лучшими были названы фильмы «Купальня» (Томек Дуки, Польша), «Самородки» (Андреас Хюкаде, Германия), «Волк Вася» (Екатерина Соколова, Россия), «Считая овец» (Фриц Штандерт, Франция), «Поросенок. Няня» (Наталья Березовая, Россия) и «Буря в куртке» (Поль Кабон, Франция).