Штиблеты и сапожки под русские гармошки

Дарья ЕФРЕМОВА

26.05.2013

Фламенко, бачата, зумба, сальса. Девушек, не умеющих готовить или вышивать крестом, — миллионы, но вот никогда не пытавшихся танцевать... Такие, вместе с крапчатыми сусликами и уссурийскими тиграми, должны быть занесены в Красную книгу. Отшлифовав пасадобль и ча-ча-ча, мы отправились изучать редкие направления.

Моя приятельница ревновала мужа к школе бальных танцев в Нахабино. «Лучше бы в гараже пиво пил или футбол смотрел на диване», — тосковала она по дедовскому миропорядку. Пыталась отвлечь как могла: подсылала брата, чемпиона по стрельбе из арбалета, разорилась на семейный абонемент в престижный фитнес-клуб, требовала поездок в «Икею» и «Ашан». Но, взбив на голове онегинский кок и натянув джегинсы на манер панталон, наш герой каждую пятницу отправлялся «на бал» — разучивать полонезы в компании прекрасных Натали и коварных Идалий. «Только посмотри на этих расфуфыренных гусынь!» — сыпала пикселями в электронную почту подруга. Я не спорила. Дело-то не в них, а в магии танца. Экспрессивный и сдержанный, спонтанный и точный в каждом па, он «отращивает» крылья. Это поначалу вы будете чувствовать себя деревянным мальчиком из известной сказки — шаг левой ногой, взмах правой рукой, добавляем волнообразные движения корпусом, а потом вдруг воспарите.

Русские сезоны

«Ах, комарики, комарики мои, комарики мушки маленькие», — приговаривая на псковский манер (а есть, оказывается, еще рязанский, владимирский и даже казачий), Татьяна, преподаватель русских танцев, учит «играть песню». Тут все должно быть естественно, даже немного расслабленно. Вот баба идет, у нее под ногами путается петух: так получается классический русский шаг — переменный с притопом. Вот, разгоряченные хороводом, раздухарились девки, кричат, охают. «Должно быть весело, задорно, а не натужно и истерично», — продолжает ведущая. Экзальтированность и надрыв некоторых исполнителей, по ее мнению, как раз и сослужили дурную службу русскому танцу, превратив его в кордебалет в кокошниках: «В какой-то момент традиция была размыта до скоморошества: слишком яркий макияж, отчаянный топот, агрессивное веселье. На самом деле, русский танец — другой. Широта движения и удаль сочетается здесь с простотой и чувством собственного достоинства». В основе ритмического рисунка лежит чередование эмоциональных состояний: энергичные, напористые движения сменяются плавными, чуть с ленцой.

Сейчас трудно сосчитать, сколько плясок было на Руси. Они названы иногда по песне, под которую исполняются («Камаринская», «Сени»), порой по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), часто название определяет картину танца («Плетень», «Воротца», «Веретенце»). Почти все народные танцы — игровые, этакие мини-спектали, повествующие о быте, работе, семейных и добрососедских отношениях. Чего только стоят одни названия: «Городская кадриль», «Девичьи проходки», «Ухажеры-неудачники». В студиях, где, помимо привычных латины и стрипа, существует русское фольклорное направление, — а таковые стали появляться, — к народному танцу добавляются элементы модерна, совсем как во времена Дягилевских сезонов; создаются одиночные композиции. Разумеется, русский танец, — серьезная спортивная нагрузка. В процессе занятий формируется красивая осанка, улучшается координация движений, ну и, конечно, уходят лишние килограммы. А еще — ты чуть больше узнаешь о своей родине. И чуть лучше ее понимаешь.

Где учиться: Московский центр современного танца. Москва, ул. Малая Лубянка, 16.

Уроки он-лайн: лучшиетанцы.рф

Лезгинка party

Темпераментный кавказский танец, с незапамятных времен исполнявшийся на свадьбах и крестинах, приехал в столицу. Лезгинка — собирательный образ искрометного действа, различающегося в Грузии, Дагестане, Осетии, Кабардино-Балкарии. Вариаций множество, суть одна: мужчина — «быстрый орел с горных вершин», женщина — «лебедь, осторожно плывущая в ледяном озере».

«Лезгинка — это разговор без слов, — поясняет руководитель школы «AssaParty», артист балета Кабардино-Балкарского государственного фольклорно-этнографического ансамбля «Балкария» Аскер Энеев. — Если танцуют парень и девушка — это знакомство. Он хочет доказать, что смел и быстр, но в то же время консервативен и строг. Если танцует группа молодых людей — состязание в ловкости, выносливости. Соло-лезгинка — общение со зрителем, демонстрация своего мастерства».

Другой хит кавказских школ — хонга кафт. Танец-приглашение — один из самых распространенных в Северной Осетии. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на цыпочки, двигались очень мелким шагом, почти плыли, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняют танец так же плавно, но четко и мужественно.

Где учиться: «Школа лезгинки».

Москва, ул. Ленинская Слобода, 26, корп. 3; «AssaParty». Москва, ул. Новодмитровская, 5 А, стр. 2.

Танго вместо развода

Платье (лучше красное или черное), туфли на устойчивом каблуке, мужчина. Такой список необходимых «вещей» мне выдали в школе танго. Танец, родившийся в начале прошлого века в портовых кварталах Буэнос-Айреса, не терпит дистанций. Эмигранты из Испании, Италии, Франции, ринувшиеся в Новый Свет в поисках денег, приключений и страстных креолок, находили утешение в абсенте и милонгах. Недолговечная любовь, яркая, гордая, способная подчинять и подчиняться, — такова драматургия танго. Даже если вы выучите все очо, ганчо и болео, но не сможете почувствовать партнера, танго не выйдет, только набор фигур.

«Когда к нам в танцкласс приходят пары, после первых шагов понятно, как он относится к ней, она — к нему, — говорит руководитель «Дом танго» Александр Григоревский. — Нередко, и особенно у тех, кто прожил в браке десять-пятнадцать лет, танец выглядит как продолжение ссоры на кухне. Но вскоре все меняется. Часто после серии занятий женщины говорят «спасибо». Благодаря танго становится понятно, что нужно поменять в отношениях, стать ли друг к другу мягче, терпимее или, напротив, проявить твердость. Ведь в танго мужчине отведена роль, которую он должен выполнять в жизни: оберегать пространство девушки и заботиться о ней».

Что же касается роли прекрасной половины в этом насквозь гендерном танце, то ей достаточно быть просто красивой. Не нужно думать, какое следующее движение, достаточно слушать музыку и партнера.

Где учиться: «Дом танго». Москва, Орликов переулок, 36; Первая московская школа аргентинского танго «Casa del Tango». Москва, ул. Русаковская, 10.