Маэстро, тушь!

Дарья ЕФРЕМОВА

21.04.2013

В нынешнем апреле столетний юбилей отмечает VIP-обитатель женской косметички. В 1913 году химик Терри Уильямс спас свою сестру Мэйбл, смешав сажу и вазелин. Так появилась первая в мире тушь для ресниц, а девушка наконец вышла замуж.

Удлиняющая, подкручивающая, водостойкая, объемная, имитирующая накладные ресницы... Это теперь приходится делать выбор между Estee Lauder и Helena Rubinshtein, раньше все было проще. Тушь, которую я потихоньку таскала у мамы, называлась «Ленинградской». Она обитала в картонном брикетике в компании маленькой жесткой щеточки. Обе постоянно нуждались в реанимации. Их сдабривали маслом и одеколоном, «подпаивали» чаем и просто на них плевали. Впрочем, любая помощь оказывалась паллиативной: уже на следующее утро «друзья девушки» вновь прикидывались мамонтятами, найденными в вечной мерзлоте.

Но это полбеды, если вспомнить о древних римлянках. Они покрывали ресницы составом из воды и толченого свинца. За стойкость красоты патрицианки расплачивались плохим зрением. После падения империи о свинце забыли до позднего Средневековья. Правда, наносили опасное зелье не на глаза, а на лицо — ради аристократической бледности. Ресницы, а заодно и брови знатные дамы выщипывали.

Более или менее пригодная краска для ресниц появилась в XIX веке. Английский коммерсант Юджин Риммель, основатель по сей день преуспевающей косметической фирмы, пополнил товарную линейку экзотикой — краской для глаз. Однако новинка не обрела популярности: даже парижские куртизанки считали это излишеством. Хотя в романе Эмиля Золя танцовщица парижского варьете Нана все-таки «обмакнула кисточку в банку с гримом для глаз, а потом осторожно провела кисточкой между ресницами». Впрочем, это было вариантом для отчаянных.

Новое рождение туши произошло весной 1913 года. Собираясь на свидание, некая Мэйбл Уильямс пыталась накрасить светлые ресницы подводкой. Ничего не выходило, девица была в отчаянии — она считала, что именно из-за этого недостатка ей никак не удается выйти замуж. Старший брат, химик Терри Уильямс, пришел на помощь, смешав сажу и вазелин. Позже продукт спрессовали в удобные плитки, к которым прилагалась маленькая кисточка. В итоге Мэйбл пошла под венец, а тушь обрела имя Maybelline — в честь хозяйки и вазелина.

Наверное, диковинная краска еще долго не пользовалась бы массовым спросом, если бы ее не распробовали голливудские гримеры. Для крупных планов косметика была просто необходима, и тушь смотрелась гораздо выигрышнее подводки и теней. После того как Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Бетт Дэвис появились на экране с новым макияжем, модницы бросились скупать тушь.

Так у Maybelline появились конкуренты. Компания Мах Factor добавила в тушь карнаубский воск, благодаря чему ресницы стали еще и блестящими. Новым этапом в истории стал 1939 год, когда владелица популярного косметического бренда Хелена Рубинштейн разработала водостойкую тушь. Основой для нее стал скипидар — он сохранял насыщенный цвет, даже если красотка окуналась в бассейн с головой, разве что запах был не очень. Следующая веха — 1958 год, когда та же производительница избавила дам от бесконечных щеточек, гребешков и аппликаторов, предложив привычную для нас форму — тубу с ершиком, вмонтированным в крышку.

В годы сексуальной революции на Западе началась настоящая гонка макияжных вооружений. Модельер Мэри Куант ввела в моду мини-юбки и огромные слипшиеся густые черные ресницы. Иконой стиля стала Твигги, про которую говорили, что ресницы — самая толстая часть ее тела. В 1960-е также была изобретена разноцветная тушь. Ее одновременно выпустили Revlon и Max Factor. Модницы поражали окружающих синими, зелеными, сиреневыми и золотыми ресницами. В те же годы иностранную косметику стали импортировать в СССР, но для большинства наших женщин она была недоступна. Отечественную тушь выпускали на театральных фабриках — помимо «Ленинградской», были еще «Вечерняя» и «Махровая».

Что же касается дня сегодняшнего, то очередную страницу в эту историю вписала компания L’Oreal, предложив женщинам тушь с эффектом накладных ресниц. Ухватившиеся за новинку наивные девушки были разочарованы: ресницами-опахалами пятисантиметровой длины могла похвастаться только Пенелопа Крус — благодаря клею и фотошопу.