Эрика Зайонц: «Все идеи вижу в черном цвете»

Дарья ЕФРЕМОВА

23.06.2016

Героиня последней модной фотосессии Эрики Зайонц — потерянная японская кукла кокэси, проснувшаяся в современном мегаполисе. Голодная до впечатлений, она пытается поймать каждое мгновение жизни. Эмоции воплощены в линиях и фактурах. Рефлексия — в струящихся шелках, консерватизм — в сдержанном крое жакета, острота — в изломах алого «самурайского» пояса. Продолжая серию публикаций о российских дизайнерах, «Культура» побеседовала с модельером.

культура: Бренд существует с 2001 года, и все это время: лаконичные силуэты, многослойность, готика, асимметрия. Вы принципиально не используете декора. Почему?
Зайонц: Мне это мешает. Начиная работу, в первую очередь оцениваю материал и только потом перехожу к форме. Силуэт ведь рождает фактура ткани, а не наоборот. Мой стиль называют концептуальным минимализмом. Это архитектурные формы, иногда прямые, порой приталенные, чистые цвета — белый, серый, изумрудно-зеленый и кобальтовый. Но особенно люблю черный. Все идеи вижу сначала в этом цвете. Он не отвлекает, это квинтэссенция всех оттенков, идеальный художественный фон. В черном проще создать и силуэт, и фактуру. Вообще, если хочется сделать оригинальную вещь, лучше работать в монохромной гамме. Пестрота в этом случае будет смотреться неграмотно. Выйдет эдакий образ городской сумасшедшей. 

культура: А многие люди черного на дух не переносят. Называют его мрачным, депрессивным, похоронным, да и от визажистов много раз слышала, что женщинам старше 35 лучше переходить на светлые тона. 
Зайонц: Предрассудков хватает. Но то, как мы выглядим, насколько свежи и жизнерадостны, зависит все-таки от головы, а не от одежды. Черный, как основа, очень стильный. А чтобы не старил, надо правильно подбирать фактуру ткани, степень прозрачности, насыщенность. Да я и не настаиваю, чтобы все полностью облачались в черное, как персонажи фильма «Матрица». Он хорош и в одном предмете — фартук, юбка, жилет, пиджак. 

культура: В последней коллекции Reunion Вы не отошли от принципов. Это же переводится как «воссоединение», кого и с кем? Или с чем? 
Зайонц: Моя новая история — о принятии себя, о единстве противоположностей, живущих внутри нас: свет и тьма, сила и нежность, любовь и ярость. В  подсознании идет вечный, непрекращающийся спор, и в нем рождается истина — неповторимая личность с ее достоинствами и слабостями. Пластически это выразилось в сочетании «несочетаемых» фактур, например, пальтовая ткань и кашемир миксуются с тонким шелком. Многие клиенты признаются, что, надевая мои наряды, открывают себя заново. 

культура: Нравится ломать стереотипы?
Зайонц: Да. Без них определенно веселее жить. Рамки возрастные и статусные — вот одежда для девушек, а эта для бабушек, та для бизнесменов, а другая для свободных художников — просто загоняют нас в угол. Как и представление, будто для того, чтобы быть секси, надо что-нибудь открыть. Можно задрапироваться с ног до головы и быть неотразимой. Смотря как это сделать. Кстати, шаблоны заставляют упускать очень красивые вещи и образы. Недавно сделала капсульную коллекцию, где оттолкнулась от школьного фартука. Представляете, оказалась нарасхват, все говорили, какая оригинальная идея. Да мы же в этом выросли, а потом убрали в дальний ящик.

культура: Но все-таки, признайтесь, Ваши вещи прямо на показах скупает артистическая и художественная богема. Да и названия коллекций как раз подходящие: «Пиджаки для архитекторов», «Ленты в словах», «Цвет. Длина волны». Сразу видится стильный лофт: кирпич, дерево, металл, стекло. Люди как арт-объекты. 
Зайонц: Красивая картинка, но не складывается. У меня одеваются не только творческие, но и вполне «приземленные» люди: бизнесмены, промышленники, банковский сектор. Их объединяет не род деятельности, а, скорее, отношение к реальности. Скажем, от многих клиентов слышу, что они не любят тусовок, предпочитают путешествовать одни. Это интроверты, которым их внутренний мир интереснее общественных игр. 

культура: Где можно приобрести Вашу одежду? 
Зайонц: Несколько адресов в Москве. Можно купить через интернет-магазин. Кроме того, у меня есть шоу-румы в Париже и Махачкале. Но я предпочитаю лично встречаться с клиентами, сама снимаю мерку, не люблю, когда моя одежда плохо сидит. Фигуры у всех разные, есть люди, уже далекие от размера S, M и даже L, к тому же пластическая хирургия замечательно функционирует, приходится учитывать и такие особенности.

культура: Вы сотрудничали с Montblanc и Swissotel, придумали униформу для хостесс и продавцов бутика. В чем сложность или простота такой деятельности? 
Зайонц: Время от времени серьезные корпорации предлагают мне совместные проекты. Очень интересный опыт. Последний раз работала с Sebastian Professional, брендом средств для волос. Организовали совместный показ. Я, как дизайнер, создавала наряды под определенный продукт, а их стилисты делали моделям укладку. Получилось оригинально. Что касается форменной одежды, то я много работала с отелями — «Метрополь», «Балчуг Кемпински». Довольно сложная задача. Управляющие неохотно шли на то, чтобы отказаться от традиционного понимания униформы для горничных, официантов, барменов: все эти галстуки-бабочки, какие-то кружевные нашлепки на голове, короткие платья. Приходилось доказывать, что, когда приходишь в отель, обычно видишь скованных мальчиков и девочек в унылых и плохо посаженных вещах. Потому что закупают размерный ряд и надевают на всех подряд, не понимая, что нужны разные лекала, разная посадка по фигуре. 

культура: Лекалами тоже Вы занимаетесь?
Зайонц: Мой отец. Он много лет шьет одежду. Вообще, у нас семейный подряд. Я всегда знала, что хочу быть модельером. Хотя сначала получила языковое образование, а потом, уже в довольно зрелом возрасте, поступила в Текстильный институт. Преподаватели сильнейшие, базу дают прекрасную. На третьем-четвертом курсе приступила к созданию бренда. Выпускная коллекция появилась на Неделе моды в Гостином дворе. С тех пор почти каждый год участвуем в показах. 

культура: Концептуальный минимализм с японской графичностью и оттенком романтической готики сложился именно в стенах Текстильного института? 
Зайонц: Да, в студенческие годы я просто была помешана на Ёдзи Ямамото и Иссей Мияке. Мне нравился их неповторимый стиль, который ни с чем не спутаешь. Такие вещи подчеркивают индивидуальность.